Тема 1. Правовые основы деятельности вожатого

 

 

План занятия:

1. Документы, необходимы в ДОЛ

2. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) к должности «вожатый» учреждений РФ.

3. Обзор действующих законодательных актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

4. Уголовная ответственность детей.

5. Завершение.

1. Документы, необходимый в ДОЛ

 

  Медицинская книжка.

В ДОЦ, которые закреплены за определенными медицинскими центрами, или имеют свои поликлиники, руководство само делает для вожатых медицинскую книжку. Но такое случается крайне редко – в большинстве случаев, вожатому на руки дают бегунок со списком врачей и анализов. Правительство Москвы ежегодно в летнюю лагерную кампанию издает постановление, на основании которого прохождение врачей и сдача анализов для вожатых осуществляется бесплатно в поликлинике по месту их жительства, а также в кожно-венерологическом диспансере, где проводится анализ крови на сифилис и мазок на заболевания, передаваемые половым путем, осмотр дерматовенеролога.

Вообще, профилактический медицинский осмотр можно осуществить в любом лечебно-профилактическом учреждении, имеющем соответствующую лицензию.

О том, какие именно анализы вам нужно будет сдать и какие заключения внести в медицинскую книжку, вам в любом случае подробно расскажет администрация ДОЦ при устройстве на работу.

· Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (зеленая пластиковая карточка) является документом, подтверждающим регистрацию гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. При устройстве на работу в ДОЦ страховое свидетельство нужно для того, чтобы администрация ДОЦ могла подать индивидуальные сведения на работника в Пенсионный фонд.

Если у вас нет страхового свидетельства, сделать его вам может помочь Администрация ДОЦ. Для этого вы должны заполнить специальную анкету у работодателя. Затем анкета в течение двух недель с момента заключения трудового договора или договора подряда передается работодателем в органы Пенсионного фонда, а территориальное отделение ПФР, в свою очередь, в течение трех недель со дня получения анкеты застрахованного лица, открывает индивидуальный лицевой счет и оформляет страховое свидетельство.

· Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

ИНН выдается в налоговой инспекции по месту жительства после предъявления паспорта и подачи заявления. Выдача свидетельства производится в течение не более чем пяти дней.

· Справка с места учебы.

· Паспорт гражданина РФ.

· Справка об отсутствии судимости.

Перейдем непосредственно к правовым основам работы вожатого, и в первую очередь рассмотрим права и обязанности детей, установленные законодательством и внутренним распорядком ДОЦ.

2. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) к должности «вожатый» учреждений РФ

Вожатый – это:

1) проводник, указывающий дорогу, а также вожак;

2) руководитель детского объединения в лагере.

Рассмотрим основные компоненты педагогического труда отрядного вожатого: предмет труда, цель, содержание, средства и результат труда, которые составляют и раскрывают сущность и специфику его работы.

Предмет труда отрядного вожатого детского оздоровительного лагеря — личность ребенка, подростка, детский коллектив. Вожатый занимается воспитанием детей и подростков в условиях временного детского коллектива лагеря-отряда.

Специфика труда отрядного вожатого состоит в том, что:

– опора на детский коллектив является важнейшим условием воспитательного процесса и составляет его суть;

– вожатый действует не только сам, а достигает целей и результатов своего труда при условии, если включает в него своих воспитанников и других педагогов детского оздоровительного лагеря.

Цель труда отрядного вожатого — обеспечивать деятельность отряда в соответствии с целью, задачами, функциями и принципами деятельности детского оздоровительного ла­геря, создавая условия для оздоровления, отдыха, развития способностей и реализации творческого потенциала каждого воспитанника и формирования их жизненного опыта.

Специфичны и средства педагогического труда вожатого: исполнитель труда — вожатый и главное его средство в процессе воспитания в детском оздоровительном лагере — воспитанник как бы сливаются воедино. Инструментом воздействия на воспитанников является личность вожатого — его знания, уме­ния, чувства, воля.

Результат труда вожатого определяется как совокупность следующих показателей:

– уровень развития детского коллектива;

– качество межличностных отношений детей;

– состояние морально-психологического климата в отряде.

Вожатый в педагогической деятельности реализует три основные группы функций:

– функции воспитателя;

– функции руководителя;

– функции организатора жизнедеятельности отряда.

Говоря о содержательной стороне этих функций, следует отметить, что вожатый занимается воспитанием подрастающего поколения, руководит работой отряда через органы самоуправления, организует жизнедеятельность воспитанников.

 Должностные обязанности отрядного вожатого детского оздоровительного лагеря

Обязанности, связанные с функцией руководителявключают необходимые этапы процесса управления:

– планирование,

– контроль,

– анализ эффективности и оценку работы,

– выработку мер по совершенствованию деятельности отряда.

Как руководитель отрядный вожатый выполняет следующие обязанности:

– изучает руководящие, нормативно-правовые документы по проблеме организации летнего отдыха и оздоровления детей;

– изучает детский коллектив отряда, интересы, запросы, потребности воспитанников, процессы, происходящие в среде детей и подростков, специфику социальной среды, в условиях которой действует отряд;

– разрабатывает на основе психолого-педагогической диагностики мероприятия по воспитанию детей и подростков отряда;

– планирует работу отряда, привлекая воспитанников, обсуждает план в коллективе;

– планирует личную работу;

– формирует органы детского самоуправления, направляет, контролирует и оценивает их деятельность;

– представляет отряд в педагогическом совете лагеря;

– постоянно анализирует эффективность проводимой работы, вырабатывает рекомендации и принимает меры по повышению эффективности воспитательного воздействия отряда на его членов;

– готовит информацию, отчеты о работе отряда для администрации лагеря;

– постоянно совершенствует свои профессиональные знания, умения, навыки путем самообразования и самовоспитания.

Обязанности, связанные с функцией организатора, предполагают реализацию замыслов и намеченных планов работы отряда, организацию самодеятельности воспитанников, последовательное и систематическое обучение детей, участвующих в делах отряда, методам организации коллективной творческой деятельности.

Как организатор вожатый выполняет следующие обязанности:

– через органы самоуправления, путем включения вос­питанников в активную деятельность, обеспечивает выполнение намеченных планов;

– стимулирует активную работу воспитанников отряда путем соревнований, через поощрения, положительным примером других детей;

– организует практическое участие отряда в общелагерных делах;

– организует практическое участие в деятельности от­ряда родителей и представителей общественности;

– обучает избранный актив, организаторов коллективных творческих дел;

– информирует руководство лагеря о деятельности отряда.

Обязанности, связанные с функцией воспитателя, должны реализовываться в деятельности вожатого на основе педагогических принципов воспитания как организатора ра­боты в отряде, старшего наставника и друга ребят.

Как воспитатель вожатый выполняет следующие обязанности:

– обеспечивает проведение воспитательной работы на основе самодеятельности, инициативы и творчества детей;

– обеспечивает общественно-полезную и гуманистическую направленность всех проводимых мероприятий;

– способствует всестороннему развитию воспитанников, формирует у них активную гражданскую позицию, высокие нравственные качества;

– заботится о том, чтобы жизнь отряда была яркой, наполненной романтикой, игрой, вызывала заинтересованность и активность воспитанников;

– планирует, организует и анализирует воспитательную работу в отряде.

У вожатого наряду с его обязанностями имеются и права, которые он должен знать и при необходимости отстаивать.

Права отрядного вожатого:

– право пользоваться всеми гражданскими правами в
соответствии с уголовным и трудовым законодательством;

– право участвовать в разработке содержания деятель­ности лагеря;

– право быть свободным в выборе форм, методов, для
работы в отряде;

– право на помощь в работе со стороны администрации лагеря, врача, психолога, социального работника, методис­та, воспитателей и других работников лагеря;

– право на помощь родителей воспитанников в работе;

– право присутствовать в отряде на мероприятиях, про­водимых другими сотрудниками лагеря.

Чтобы эффективно выполнять свои должностные обя­занности и реализовывать права, вожатый должен быть ком­петентным специалистом в вопросах организации педагоги­ческой деятельности в специфических условиях детского оздоровительного лагеря. Вожатый должен обладать психолого-педагогическими знаниями, соблюдать общие основы воспитания, использо­вать технологии организации досуга детей и подростков в условиях оздоровительного лагеря.

 Характеристика основных видов деятельности отрядного вожатого

Педагогическая деятельность отрядного вожатого  это целенаправленная деятельность по руководству временным детским коллективом-отрядом в условиях воспитательной системы детского оздоровительного лагеря. Целенаправленная потому, что вожатый-педагог не может не ставить перед собой цель: научить, например, ориентироваться в лесу, воспитать такое качество, как отзывчивость.

Педагогическая деятельность отрядного вожатого представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие вожатого на воспитанников, направленное на их личностное, интеллектуальное и деятельное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самовоспитания в условиях воспитательной системы лагеря.

Сущность педагогической деятельности вожатого можно определить как особый вид социальной деятельности, направленный на организацию воспитательного процесса в условиях временного детского коллектива, создание условий для личностного развития и оздоровления детей.

К основным видам деятельности отрядного вожатого относятся: диагностическая, прогностическая, конструктивная, организационная, коммуникативная, аналитическая

Диагностическая деятельность отрядного вожатого направлена на выявление интересов, потребностей, возможностей детей, а также эффективность организации воспитательной работы в отряде. Нельзя осуществлять воспитательную работу, не зная особенностей психологического развития детей, уровня их воспитанности, круга интересов.

Диагностика – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации. Выделяют три типа диагностики:

– начальная диагностика связана с планированием и управлением временным детским коллективом (отрядом). Перед определением воспитательной цели и задач, которые будут реализовываться в ходе смены, вожатый изучает интересы, склонности, возможности и уровень воспитанности детей;

– текущая диагностика проводится в самом процессе организации деятельности детского коллектива, ориентирует вожатого на изменения, которые происходят в воспитаннике и коллективе, помогает вожатому быстро корректировать свою деятельность, совершенствовать стиль общения с детьми и методику воспитательной работы. Через текущую диагностику вожатый имеет возможность реагировать на изменения в уровне воспитанности детей, тем самым обеспечивать возможность активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива;

– обобщающая (итоговая) диагностика проводится по итогам работы смены.

Прогностическая деятельность отрядного вожатого определяет направления воспитательной работы, ее конкретные цели, задачи на каждом этапе организации лагерной смены и ее результаты. Прогностическая деятельность вожатого обеспечивает совершенствование процедуры постановки цели, определения задач, выбора методов и форм воспитания в отряде.

Конструктивная деятельность вожатого направлена на конструирование, проектирование содержания воспитательной работы в отряде. В зависимости от конкретных условий воспитания вожатый может предусмотреть систему увлекательных форм работы. Вожатый разрабатывает программу воспитательной деятельности отряда, определяя основные направления, конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы и способы их реализации.

Организационная деятельность вожатого направлена на:

– реализацию намеченной программы воспитательной деятельности;

– организацию жизнедеятельности временного детского коллектива;

– формирование здоровых, гуманных отношений среди
воспитанников;

– объединение взрослых и детей общей системой интересов и ценностей;

– организацию социальной реабилитации в условиях детского оздоровительного лагеря дезадаптированных детей и подростков;

– координацию деятельности и сотрудничество с родителями воспитанников и педагогами лагеря.

Организационная деятельность вожатого выражается в умении вовлечь воспитанников в намеченную воспитательную работу и стимулировать их активность, организовывать различные виды деятельности детей, а также в организации собственной деятельности в процессе непосредственного взаимодействия с воспитанниками.

Коммуникативная деятельность вожатого связана с его личным обаянием, нравственной культурой, умением устанавливать и поддерживать с воспитанниками доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной деятельности. Эта деятельность включает в себя проявление любви к детям, заботу о них, создает гуманный стиль взаимоотношений с воспитанниками отряда.

Аналитическая деятельность направлена на проведение ана­лиза эффективности организации воспитательной работы в отряде, выявление положительных и отрицательных сторон деятельности, сравнение достигнутых результатов с теми целями и задачами, которые намечал вожатый, а также сопоставление своей работы с опытом коллег. Эта деятельность позволяет вносить необходимые коррективы в воспитательную работу вожатого.

При анализе деятельности отрядного вожатого необходимо оценивать:

– уровень профессионально-педагогических знаний и умений вожатых (применение вожатым разнообразных средств, методов и форм работы с детьми в условиях детского оздоровительного лагеря);

– наличие профессионально значимых личностных качеств;

– уровень воспитанности детей (нравственные качества, отношения к труду, культура поведения, активность и т. п.);

– уровень сформированности детского коллектива;

–  уровень руководства отрядом;

– удовлетворенность воспитанников и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в отряде.

 Этапы организации педагогической деятельности вожатого

Педагогическая деятельность вожатого протекает в три этапа:

1. Подготовительный этап начинается с формулирования цели, определения содержания, средств, способов ее решения и предполагаемого результата своего действия, то есть с разработки программы воспитательной деятельности. А также предполагает проведение организационно-методической работы.

2. Основной этап направлен на организацию воспитательного процесса и реализацию поставленной цели на основе выбора оптимальных средств.

3. Итоговый этап предполагает анализ и оценку свой педагогической деятельности.

 

Рассмотрим должностные обязанности Вожатого и воспитателя, исходя из Тарифно-квалификационные характеристики (требования) учреждений РФ.

Вожатый ДОЛ

Должностные обязанности. Способствует развитию и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в различных учреждениях (организациях), осуществляющих работу с детьми разного возраста, в том числе в оздоровительных образовательных учреждениях, организуемых в каникулярный период или действующих на постоянной основе (далее - учреждениях). Оказывает помощь воспитателю в программировании деятельности воспитанников, детей на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом их инициативы, интересов и потребностей. В соответствии с возрастными интересами и требованиями жизни воспитанников, детей способствует обновлению содержания и форм деятельности детского коллектива, организует коллективную творческую деятельность. Совместно с воспитателем и другими работниками учреждения заботится о здоровье и безопасности воспитанников, детей, создает благоприятные условия, позволяющие им проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время, используя передовой опыт работы с детьми и подростками. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, детей во время образовательного процесса. Осуществляет взаимодействие со старшим вожатым, органами самоуправления, педагогическими коллективами образовательных учреждений и общественными организациями. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии, гигиены; тенденции развития детских общественных организаций; основы детской возрастной и социальной психологии; индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, детей; специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей воспитанников, детей; основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талантов организации досуговой деятельности; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Воспитатель ДОЛ

Должностные обязанности. Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня. Организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников. Обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики воспитательной работы; правила по охране жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми; санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Исходя из Типовых штатов, следует, что должностные обязанности вожатого и воспитателя весьма близки. В порядке проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха (приложение к приказу Минобразования России от 13 июля 2001 г. № 2688) вообще о должности «вожатый» говорится лишь в скобках: п. 3.4. Заместитель руководителя (по воспитательной, методической, научной) работе, воспитатель (вожатый) отряда, инструктор по физической подготовке, педагог дополнительного образования, медицинский работник несут персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей и подростков.

В каждом лагере с вожатым или воспитателем на время работы заключают трудовой договор. Пункты о правах и обязанностях зафиксированы в нем и могут варьироваться в зависимости от специфики лагеря.

Рассмотрим должностные обязанности Вожатого и Воспитателя ДОЛ «Лесная поляна».

Прил. 1 и Прил. 2

Ваша задача самостоятельно прочитать эти инструкции и постараться запомнить. В конце занятия мы с вами проведём Деловую игру «Разработка должностной инструкции», где мы с вами закрепим полученные сегодня знания.

 3. Обзор действующих законодательных актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

 А сейчас перейдём к ещё одной важной подтеме: Обзор действующих законодательных актов в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

1. Правовые акты федерального уровня:

?Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской федерации».

Статьи 1 раскрывает понятия:

- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

- отдых детей и оздоровление;

- организация отдыха детей и их оздоровление.

? Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Правовые акты на федеральном уровне

? Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:

Пункт 2 статьи 7 «детям-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, предоставляются путёвки в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации...»

? Федеральный закон от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных»

? Требования пожарной безопасности

? Национальный стандарт РФ «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» ГОСТ Р 52887-2007. Утверждён приказом Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года №565-ст.

- Общие положения (по предоставлению услуг детям учреждениями отдыха и оздоровления);

- термины и определения (- отдых детей и их оздоровление; - организации (учреждения) отдыха детей их оздоровления; - время отдыха);

- Порядок и условия предоставления услуг;

- основные виды услуг (- услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей; - медицинские услуги; - образовательные услуги; - психологические услуги; - правовые услуги; - услуги культурно-досуговой деятельности; - туристические и экскурсионные услуги; - информационные услуги;

- транспортные услуги;

- развивающие услуги).

? Типовое положение в ДОЛ (письмо Минздравсоцразвития РФ от 14 ноября 2012 года № 18-2/10/1-7164)

- Общие положения;

- Организация деятельности лагеря;

- комплектование лагеря;

- имущество и средства лагеря;

- возраст детей от 6 до достижения 18 лет.

3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:

? Сан ПиН 2.4.4.1204-03 – загородные стационарные учреждения отдыха и оздоровления детей;

? СанПиН 2.4.2.2843-11 – детские санатории;

? СанПиН 2.4.4.2599-10 – оздоровительные учреждения с дневным пребываем детей;

? СанПиН 2.4.2.2842-11 – лагеря труда и отдыха;

? СанПиН 2.4.4.3048-13 – детские лагеря палаточного типа.

4. Правовые акты в сфере перевозки организованных групп детей, автомобильный транспорт:

? Постановление правительства РФ от 17 декабря 2013 года №1117 «Об утверждении правил организованной перевозки групп детей автобусами»;

? Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом (утверждённый Роспотребнадзором, МВД РФ 21 сентября 2006 года);

? Приказ МВД от 31 августа 2007 года №767 «Вопросы организации сопровождения транспортных средств натуральными автомобилями Госавтоинспекции».

5. Правовые акты в сфере персонала детских оздоровительных лагерей

? Постановление секритариата ВЦСПС от 11 мая 1990 года №7-22 «О типовых штатах административно-хозяйственного, педагогического, медицинского, обслуживающего персонала детских оздоровительных лагерей»;

? Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 года №761и «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»».

6. Правовые акты регионального уровня.

? Постановление Правительства Омской области от 2 марта 2016 года № 49-п «Об обеспечении отдыха, оздоровления и временной занятости несовершеннолетних на территории Омской области»;

? Приказ Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области от 30.03.2016 № 33 "Об утверждении Порядка организации и обеспечения круглогодичного отдыха и оздоровления детей в Омской области за счет средств областного бюджета (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время)

? Постановление Администрации города Омска от 23.05.2016 № 629-п "Об организации отдыха, оздоровления, временной трудовой занятости несовершеннолетних города Омска"

? Распоряжение Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области от 02.06.2016 № 18-оз "Об утверждении Порядка организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Омской области за счет средств федерального бюджета"

 Современное законодательство детям предоставляет достаточно много прав. Как пример укажем (п/п 3 п. 2 ст. 28 Гражданского кодекса РФ), что «малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать … сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями … для определенной цели или свободного распоряжения». Вряд ли стоит описывать возможные последствия нахождения в лагере детей, которым для «свободного распоряжения» родители дали по паре тысяч рублей на день.

Поэтому следует понимать, что независимо от чьих-либо прав и обязанностей самая главная задача, которой должна быть подчинена деятельность любого сотрудника детского лагеря – обеспечение безопасности жизни детей, даже если ради этого придется нарушить чьи-либо права.
Необходимо иметь четкое представление, что любой несчастный случай, произошедший по любой причине, будет в обязательном порядке расследован, начиная от представителей органов социальной защиты, профсоюзов, организаций (где работают родители) и кончая органами прокуратуры – если речь дойдет до факта причинения значительного вреда здоровью ребенка.

Уголовно наказуемые действия, касающиеся непосредственно вожатской работы (УК РФ):

Глава 16. Преступления против жизни и здоровья.

Статья 109. Причинение смерти по неосторожности

1. Причинение смерти по неосторожности - наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок. 

2. Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. 

3. Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 110. Доведение до самоубийства

Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 116. Побои

1. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, -наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев. 

2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, -

наказываются обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 117. Истязание

1. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 настоящего Кодекса, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет. 

2. То же деяние, совершенное: 

а) в отношении двух или более лиц;

б) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга; 

в) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; 

г) в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, а равно лица, похищенного либо захваченного в качестве заложника; 

д) с применением пытки; 

е) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; 

ж) по найму; 

з) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет. 

Примечание. Под пыткой в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса понимается причинение физических или нравственных страданий в целях понуждения к даче показаний или иным действиям, противоречащим воле человека, а также в целях наказания либо в иных целях

Статья 118. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности

1. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев. 

2. То же деяние, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет либо лишением свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

Статья 124. Неоказание помощи больному

1. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. 

2. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 125. Оставление в опасности

Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Глава 17. Преступления против свободы, чести и достоинства личности.

Статья 130. Оскорбление

1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев. 

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Глава 18. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Статья 131. Изнасилование

1. Изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей,- наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет. 

2. Изнасилование: 

а) утратил силу 

б) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; 

в) соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам; 

г) повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием; 

д) заведомо несовершеннолетней - наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет. 

3. Изнасилование: 

а) повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей; 

б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия; 

в) потерпевшей, заведомо не достигшей четырнадцатилетнего возраста, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет

Статья 134. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста

Половое сношение, мужеложство или лесбиянство, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестнадцатилетнего возраста, - 
наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до четырех лет

Статья 135. Развратные действия

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних.

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет.

Статья 286. Превышение должностных полномочий. 

 1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его 
полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан 
или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства,- наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров 
оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за 
период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные 
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо 
арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок 
до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность 
Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, 
а равно главой органа местного самоуправления, - наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной 
деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, 
если они совершены:

  а) с применением насилия или с угрозой его применения;

  б) с применением оружия или специальных средств;

  в) с причинением тяжких последствий, - наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, законодательство России предусматривает уголовное наказание не только за причинение физического страдания ребенку (статьи 109, 116, 117, 131), но также за причинение нравственных страданий (статьи 130, 156, 286). 

Также отметим, что любовные отношения между взрослыми людьми и подростками, даже по взаимному согласию, являются уголовными преступлениями (статьи 134, 135). 
Стоит отметить, что Уголовный Кодекс предусматривает наказания не только за преступления, совершенные умышленно, но также наказывает за неосторожные действия (по легкомыслию или по небрежности) и халатность, повлекшие общественно опасные последствия. 

Статья 24. Формы вины 

1. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. 

2. Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса. 

Статья 26. Преступление, совершенное по неосторожности 

1. Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. 

2. Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. 

3. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия. 

Причинение смерти по легкомыслию представляет, по общему правилу, большую общественную опасность, чем такое же деяние, совершенное по небрежности. Это объясняется тем, что в первом случае речь идет о сознательном нарушении правил предосторожности, охраняющих жизнь человека, и о предвидении возможности наступления смерти потерпевшего при легкомысленном расчете на ее предотвращение, а во втором – о непредвидении наступления смерти при наличии обязанности и возможности ее предвидения. Чаще всего причинение смерти по неосторожности является результатом преступной небрежности. 

Статья 293. Халатность 

1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан … - 
наказывается штрафом… 

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. 

Уточним, что статья 293 «Халатность» может применяться в отношении должностных лиц, однако в случае чрезвычайного происшествия пункт 3 статьи 26 УК – «небрежность» – можно приписать кому угодно.

Основной вывод, который необходимо сделать: 

Все сотрудники лагеря должны проявлять необходимую предусмотрительность и внимательность и обязаны предвидеть те или иные возможные последствия действий детей. 

Вопросы, связанные с сексуальными отношениями. 

 Все данные возможные действия или понуждения к действиям, которые способны будут повлечь возникновение проблем, должны быть полностью исключены. При этом взаимоотношения вожатых друг с другом не рассматриваются: это люди взрослые, совершеннолетние, друг от друга независимые и им следует самим контролировать свои поступки (однако в случае конфликтной ситуации от уголовной ответственности это никого не спасет). 
Относительно детей во внимание следует принять следующее: 

- для возбуждения уголовного дела достаточно заявления ребенка или его родителей; 

- отсутствует срок давности; 

- как правило, такие дела не подлежат окончанию в результате примирения – т.е. дело будет поддержано прокуратурой и доведено до суда; 

- отягчающим обстоятельством может быть возраст детей, который заведомо не достигает 16 лет (в некоторых случаях – 14 лет). 

На то обстоятельство, что факт действий или домогательств должен быть доказан, а пока этого нет, действует презумпция невиновности, лучше на рассчитывать. 

В тех же случаях, когда, выражаясь корректно, «легкое» поведение проявляется у детей, об этом незамедлительно должны быть поставлены в известность в письменном виде руководители лагеря. Случай, когда такой ребенок куда-либо уйдет ночью, а затем его не окажется в живых, возможно, будет истолкован против вас: могли предвидеть ситуацию, но не предвидели. 
Из изложенного основной вывод следующий: какие бы права современное законодательство ни предоставляло детям, обоснованный и мотивированный, пусть даже незаконный, запрет со стороны вожатых всегда более предпочтителен, нежели любой несчастный случай. 
И для вожатых, и для детей соблюдение установленной дисциплины в лагере должно быть неукоснительным правилом. 

 

4. Права и обязанности детей. Уголовная ответственность детей.

При проведении воспитательного процесса следует иметь в виду, что несовершеннолетние также несут уголовную ответственность за некоторые виды преступлений 

Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность 

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. 

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), вандализм (статья 214). 

Статья 87. Уголовная ответственность несовершеннолетних 

1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. 

3. Экономические права ребенка.

Экономические права граждан перечислены в Гражданском Кодексе Российской Федерации (ГК РФ), и могут более подробно расшифровываться в специальных законах. Экономические права несовершеннолетних и малолетних, которые они могут осуществить в детском лагере, в сущности, сводятся к праву совершать мелкие бытовые сделки, то есть совершать покупки в магазине (кроме приобретения товаров, запрещенных законом до наступления 18 лет, - табака и алкоголя). Сделки, ведущие к отчуждению имущества ребенка (то есть продажа его или лишение прав на него другим способом), не являются "мелкими бытовыми". 

Статья 21. Дееспособность гражданина 

1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. 

Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет 

1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. 

Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем. 

2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: 

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; 

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса. 

Статья 28. Дееспособность малолетних 

1. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. 

2. Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать: 

1) мелкие бытовые сделки; 

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. 

3. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними. 

Таким образом, законодательство России не поддерживает "деловую активность" подростков, кроме совершения покупок в магазине на деньги, предоставленные им родителями. Если педагог видит "псевдозаконное" изъятие денег или вещей одним ребенком у другого, или выполнение ребенком за деньги унизительной "услуги", то педагог может признать совершенную сделку недействительной также на основании статьи 179: 

ГК РФ. Статья 179. Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств. 

Какие действия следует предпринять в отношении существующих у детей дорогих вещей (украшения, мобильные телефоны, деньги), а также предметов, представляющих в определенной ситуации опасность для жизни или здоровья других детей. 

Основополагающим тезисом здесь должен быть следующий: согласно п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Вряд ли на это ребенок что-либо сможет возразить. 

Если у ребенка есть сигареты, нож, спички (зажигалки), легковоспламеняющиеся вещества и аналогичные – данные предметы необходимо изъять и либо передать родителям (если имеется такая возможность), либо написать расписку, что указанные предметы «как представляющие угрозу для здоровья детей получены на хранение и подлежат возврату родителям по окончании смены». 

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Права и обязанности детей и подростков в ДОЛ, как правило, регламентированы внутренним распорядком ДОЛ, ознакомление с которым предполагается при составлении родителями договора с администрацией ДОЛ и выдаче им путёвки. Родители ребенка, а так же сам ребенок перед началом смены подписывают памятку, в которой прописаны правила внутреннего распорядка.

Дети и подростки по правилам внутреннего распорядка ДОЛ имеют право:

· на выбор видов деятельности, реализацию творческих, познавательных интересов;

· на уважение собственного человеческого достоинства;

· на свободу мысли, совести, религии;

· на свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

· на поиск, получение и передачу информации любого вида;

· в случае возникновения конфликтной ситуации требовать от администрации лагеря её объективной оценки в принятии действенных мер;

· на охрану своей жизни и здоровья, имущества;

· на получение квалифицированной медицинской помощи в случае заболевания или травмы;

· обращаться за разъяснением возникающих проблем по вопросам быта, питания, медицинского обслуживания;

· на участие в управлении деятельностью в системе органов самоуправления;

· на защиту прав и свобод, определенных Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ.

 

Дети и подростки по правилам внутреннего распорядка ДОЛ обязаны:

· уважительно относиться к работникам ДОЛ;

· не совершать действия, наносящие вред своему здоровью и здоровью окружающих, в случае недомогания немедленно известить своего воспитателя, вожатого или медицинского работника;

· выполнять санитарно-гигиенические требования по уходу за собой, своим личным имуществом;

· принимать участие в самообслуживающем труде (уборка спального места и помещения, территории, дежурство столовой);

· выполнять распорядок дня, установленный в ДОЛ;

· бережно относиться к природе и растительности;

· незамедлительно сообщать воспитателю, вожатому, администрации ДОЛ о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, случаях травматизма;

· не допускать действий, словесных выражений, поступков, оскорбляющих достоинство другого человека.

 

Помимо этого, внутренним распорядком ДОЛ детям и подросткам категорически запрещается:

· курение;

· употребление спиртных напитков;

· самостоятельное хождение за пределами территории без сопровождения педагога;

· посягательство на имущество других людей и государственное имущество.

 

Ценные вещи: ! на хранение не брать ! 

Ребенок самостоятельно несет риск сохранения принадлежащих ему вещей. 
Отдельный вопрос – деньги. С точки зрения закона, ограничить ребенка в праве самостоятельно хранить и распоряжаться ими нельзя (сами деньги опасности не представляют и прав других лиц не нарушают), но желательно. Самый лучший способ – уговорить ребенка сдать их на хранение; какие-то части выдавать ему по письменным заявлениям, а остальные возвратить в конце смены. При этом какой-либо гарантии, что ребенок отдал все деньги, естественно, нет. 
Поэтому за детьми (за всеми детьми) необходимо вести постоянное наблюдение (контроль) и в случае приобретения ими сигарет, алкогольных напитков и пр. ставить вопрос не о существовании у них денег, а о нарушении лагерной дисциплины с последующими оргмерами. 

 5. Заключение

При работе в лагере вожатый должен исходить из следующего принципа: главнейшей обязанностью вожатого является сохранение физического и нравственного здоровья ребенка и предотвращения случаев нанесения им ущерба другим детям. При выполнении этого основополагающего принципа вожатый заботится о физическом и духовном развитии ребенка, в том числе о реализации его прав на свободу собраний и выражения своего мнения. Основным методом воспитания ребенка является дискуссия.

При работе с детьми необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. Самое главное в оздоровительном учреждении – жизнь и здоровье детей.
  2. Вы несете уголовную ответственность за жизнь и здоровье детей.
  3. Вы отвечаете за жизнь и здоровье детей с момента их формальной передачи Вам 24 часа в сутки.
  4. Не занимайтесь самолечением детей.
  5. Обратитесь в медпункт и выясните, есть ли в отряде дети с хроническими заболеваниями.
  6. Вы НЕ несете ответственность за сохранность имущества детей (хотя корпус закрывать необходимо).
  7. Отдавать ребенка под расписку можно только родителям, при предъявлении паспорта.
  8. Обращаться чаще к охране лагеря, не пытаться самостоятельно выяснит отношения в случае возникновения проблемы.
  9. За все «проказы» детей несут материальную ответственность его родители.

Формально ребенка из лагеря выгнать нельзя (предоставляется услуга и за нее заплачено). Ребенок может быть выгнан из лагеря только в случае нарушения режима в лагере.

При работе в лагере вожатый должен, что главнейшая обязанность вожатого является обеспечение безопасности детей. Для обеспечения этой цели педагог может нарушить чьи-то права на свободу слова и аналогичные права. Только при сохранении физического и нравственного здоровья ребенка и предотвращение случаев нанесения им ущерба другим детям, вожатый заботится о духовном развитии ребенка, в том числе о реализации его прав на свободу собраний и выражения своего мнения. При этом педагог пользуется дискуссией с ребенком для воспитания его. Основополагающим тезисом может служить пункт 3, статьи 17 Конституции Российской Федерации: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Необходимо осознавать, что любой несчастный случай, произошедший в лагере, будет в обязательном порядке расследован. Поэтому необходимо фиксировать все произошедшие случаи травматизма, и грамотно оформлять их документально. Следует иметь ввиду:

  • § для возбуждения уголовного дела достаточно заявления ребенка или его родителей,
  • § отсутствует срок давности,
  • § как правило, такие дела не подлежат окончанию в результате примирения (дело будет поддержано прокуратурой и доведено до суда).

Рекомендации:

  1. Строго соблюдать инструкции.
  2. При нарушении детьми лагерной дисциплины (а тем более при совершении административных правонарушений) вожатый пишет служебную записку начальнику смены. Затем необходимо потребовать от ребенка написать объяснительную записку, в которой он бы описал и само нарушение.
  3. Для избежания многих неприятностей в дальнейшем уделить внимание скрупулезной письменной фиксации потенциально опасных ситуаций (прием и выдача денег, ценных вещей, опасных для здоровья вещей; объяснительные от детей; ознакомление старших детей с инструкцией «с подписью» и т.п.).
  4. Если у ребенка есть вещи опасные для жизни (нож, легковоспламеняющиеся вещества, сигареты и т.п.), то данные предметы необходимо изъять и передать родителям. Если такой возможности нет, то написать расписку: «Следующие предметы ____ , как представляющие угрозу здоровью ребенка, получены на хранение и подлежат возврату родителям по окончанию смены».
  5. Если у ребенка есть ценные вещи, то уговорить его сдать в камеру хранения, или обязать расписку: «Сдать ____ в камеру хранения отказываюсь и самостоятельно несу риск сохранения принадлежащей мне вещи».
  6. Ограничить ребенка в праве хранить и самостоятельно распоряжаться деньгами, с точки зрения закона, нельзя. Однако, если педагог уговорит передать деньги на хранение «ответственному» и будет их выдавать по запросу ребенка, то удастся лучше контролировать ребенка. «Ответственный» за хранение детских денег может быть один человек (например, методист), который уполномочен на это приказом начальника смены.

 Значение «бумагооборота» в работе (деятельности) вожатых. 

Если говорить совсем коротко – данное значение исключительно велико. 
Все знакомы с пословицей «кабы знать, где упадешь – соломку бы подстелил», но мало кто ей следует, по-видимому, предпочитая другую: «Гром не грянет – мужик не перекрестится». Однако многих неприятностей (и хорошо, если только моральных – типа объяснений с родителями) можно избежать, если заранее предпринять мини-мально необходимые действия. Самое главное – не забывать делать то, что опреде-лено в инструкциях по лагерю. 

В качестве примеров: 

- приняли у ребенка деньги – напишите расписку и пусть ребенок распишется; 

- сдали деньги или вещи администрации лагеря – получите соответствующий документ; 

- выдали часть денег – необходима расписка; 

- отпустили с родителями – родители должны написать записку, в которой подтвердить, что заботу о безопасности ребенка на данный период берут на себя; 

- ребенок нарушил правила – необходима докладная; 

- забрали сигареты – напишите обязательство возвратить их родителям по окончании смены; 

- если дети старшего возраста (13-15 лет) и сознательно вредят «по мелочам» - ознакомьте их с правилами пребывания в детском лагере, с ответственностью за нарушение дисциплины и заставьте в этом расписаться (или организуйте подпись двух-трех вожатых, что ребенок ознакомлен, но расписаться отказался – и сразу докладную руководителю) и т.д. 

В сложной ситуации именно данные документы подтвердят, что вы предвидели сложность обстановки и предприняли все возможное, чтобы избежать проблем; кроме того, о возникших трудностях официально ставятся в известность руководители, которые по должностному положению и обязаны данные ситуации разрешать.

Примечания

  1. Вожатый, как должностное лицо, несет ответственность только за свои действия или бездействие в контексте надзора лагеря за вверенными ему детьми (В п.3 ст.1073 ГК РФ говорится о таких субъектах, деятельность которых предполагает систематическое или периодическое пребывание под их контролем. К таковым, к примеру, относятся государственные и частные школы, оздоровительные лагеря, больницы, а также лица, с которыми заключен договор о частном воспитании и обучении ребенка, и т.п. Субъекты, указанные в данной норме, несут ответственность за малолетних, если не докажут, что вред возник не по их вине. Под виной этих субъектов понимается неосуществление ими должного надзора за несовершеннолетними в момент причинения вреда (п.15 Постановления Пленума ВС РФ N 3).).
  2. Родители несут ответственность только за преднамеренное действие своего ребенка, приведшее к ущербу, как за воспитание (ст. 63 СК РФ), так и за восполнение ущерба (ГК РФ).