Тема 4. Спортивно-оздоровительное обеспечение отдыха и оздоровление детей ДОЛ

Модуль 1. «Нормативно-правовые основы деятельности вожатого ДОЛ»

 

Тема 4. Спортивно-оздоровительное обеспечение отдыха и оздоровление детей ДОЛ

 

 

План занятия:

1. СГТ к организации спортивных, туристических, культурно-массовых мероприятий и игр

2. Основные требования к организации и методике работы по физическому воспитанию.

 

1. СГТ к организации спортивных, туристических, культурно-массовых мероприятий и игр

 

9. Гигиенические требования к организации физического воспитания и оздоровительных мероприятий

9.1. Мероприятия по физическому воспитанию организуются в соответствии с возрастом детей, состоянием их здоровья, уровнем физического развития и физической подготовленности.

9.2. Физкультурно-оздоровительная работа согласуется с медицинским работником и предусматривает следующие мероприятия:

– утренняя гимнастика;

– занятия физкультурой в кружках, секциях, обучение плаванию;

– общелагерные и отрядные прогулки, экскурсии и походы с играми на местности;

– спортивные соревнования и праздники;

– занятия на тренажерах.

9.3. Спортивно-оздоровительные мероприятия могут проводиться на базе стадиона и спортзала школы или школы-интерната, спортивных сооружений районного, местного или городского значения, спортивных школ и других объектов, выделенных для оздоровительного учреждения.

9.4. Распределение на медицинские группы для занятий физкультурой проводится медицинским работником. Детям основной медицинской группы разрешается участвовать во всех культурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях без ограничения.

С детьми подготовительной медицинской группы проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия с учетом состояния здоровья и индивидуальной переносимости.

9.5. Для целенаправленного совершенствования функций и развития мышечных групп в практику физического воспитания в детских оздоровительных учреждениях необходимо внедрять тренажеры и тренажерные устройства.

Рекомендуется использование велотренажеров, гимнастических комплексов, переносных тренажеров и другого спортивного оборудования.

Помимо помещений тренажеры можно устанавливать на открытых игровых и спортивных площадках, зонах здоровья.

 

2. Основные требования к организации и методике работы по физическому воспитанию.

Физическое воспитание в оздоровительном лагере имеет специфические особенности, обусловленные сравнительно коротким периодом пребыванием в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Эти особенности следует учитывать при организации физкультурно- оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Физическое воспитание в лагере представляет один из важнейших участников работы с детьми и направлению на решение следующих задач:

-укрепление здоровья, содействие физическому развитию и закаливанию детей;

-совершенствование у детей умений и навыков в естественных видах движений;

 -привитие интереса и привычки к занятиям физической культуры и спорта.

Работа по физическому воспитанию в оздоровительном лагере должна способствовать формированию у детей морально-волевых качеств, чувства патриотизма, также осознание необходимости здорового образа жизни, что на сегодняшний день важнее, чем непосредственный оздоровительный эффект всех мероприятий лагерной смены.

Основные требования к организации и методике работы.

Мероприятия по физическому воспитанию, прежде всего, должны:

-соответствовать возрасту детей;

- соответствовать здоровью ребят (осн., подготовит., спец.мед.группа) их уровню физической подготовленности

- быть неотъемлемой частью режима лагеря

- отражать общепринятый принцип работы детских организаций

-содействие всестороннему развитию инициативы и самодеятельности детей;

 - обеспечивать разнообразие занятий физическими упражнениями, в первую очередь таких, которые затруднительно или невозможно проводить в течение учебного года, особенно в условиях города (плавание, туризм, упражнения и игры на местности, подвижные игры, спорт. игры).

Физкультурно-оздоровительная работа в лагере согласуется с врачом и предусматривает следующие мероприятия:

-УГГ -закаливание (воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание);

 -занятия в отрядах, кружках, командах, секциях.

-экскурсии, походы с играми на местности;

- спортивные соревнования, праздники.

Распределение на мед. группы для занятий физической культурой проводится врачом. Детям осн. мед. группы разрешается участвовать во всех физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях без ограничений.

С детьми подготовительной мед. группы должны проводиться физкультурно- оздоровительные мероприятия с учетом состояния здоровья. Они допускаются к занятиям в одном из спортивных кружков или секций без участия в соревнованиях и без сдачи нормативов.

Разрешается участие в однодневных туристических походах.

Основные документы планирования и учета работы по физическому воспитанию в оздоровительном лагере:

1) Общий план

2) Календарный план физкультурно-спортивных мероприятий;

3) Положение об общелагерной спартакиаде;

4) Протоколы соревнований;

5) Книга учета рекордов и чемпионов лагеря.

Основные требования к площадкам на открытом воздухе.

Спортивные площадки и стадионы на ровном месте вдали от дорог, в безветренных и непыльных местах. Территория должна систематическиубираться, не должно быть камней, стекла и других предметов, которые могут послужить причиной травматизма.

УГГ (утренняя гигиеническая гимнастика)

Регулярные занятия УГГ имеют исключительно большое значение для укрепление здоровья детей. Улучшается работа всех внутренних органов и систем, развитие физических качеств, воспитание воли и характера, что проявляется в повышении общего жизненного тонуса ребенка, его работоспособности. Лучше всего, если зарядка проводится под музыкальное сопровождение. Не превышает 30 мин. включая орг. моменты. Зарядка может быть общелагерной или отрядной.

По содержанию и по форме зарядки бывают разные. В одном случае она представляет собой прогулку в лес с бегом и ОРУ. Если лагерь на берегу озера, пруда, после физ. упражнений на суше проводят купание, а затем согревающий бег в среднем темпе на территории лагеря.

С большим удовольствием ребята участвуют в зарядке, которая проводится в виде ритмической гимнастики, плясок. Упражнения УГГ подбираются так, чтобы последовательно воздействовать на все основные мышечные группы и внутренние органы. Выполнять упражнения необходимо в «анатомическом порядке» сверху -вниз или снизу-вверх.

Разновидности УГГ: в парах, в кругу, в колоннах, в шеренгах, массаж, с песнями, с помощью подвижных игр.

Занятия в спортивных секциях (кружках)

Спортивные секции организуют, исходя из наличия подготовленных руководителей и из того, какой материально-технической базой и каким спортивным инвентарем располагает лагерь. Кроме педагога по физической культуре и инструктора по плаванию занятия проводят вожатые, обслуживающий персонал, ребята, имеющие спортивные разряды. Основное содержание занятий в секциях- разносторонняя физическая подготовка с учетом специфики избранного вида спорта. Занятия не реже 2 р. в неделю, во второй половине дня, по плану, разработанному руководителем секции.

Спортивные соревнования

Спортивные соревнования- неотъемлемая часть работы по физическому воспитанию в оздоровительном лагере. В процессе их проведения решают следующие задачи:

1) дать каждому ребенку возможность в соперничестве с одногодками проверить и оценить свои знания, умения, физическую подготовленность;

2) помочь ребятам улучшить свою физическую подготовленность, спортивную форму;

3) выявить сильнейших юных спортсменов для комплектования сборных команд лагеря.

Есть семь условий, соблюдения которых обязательно для успешного проведения любого соревнования:

1) своевременное ознакомление с положением о соревнованиях вожатых, детей;

2) простота организации соревнований и системы зачета, что позволяет привлекать к проведению соревнований не только взрослых, но и детей;

3) красочность оформления и своевременность подготовки мест соревнований;

4) быстротечность, длительные соревнования утомляют детей, снижают интерес к ним;

5) обеспечение квалифицированного судейства;

6) соблюдение участниками техники безопасности и правил проведения;

7) оперативное подведение итогов соревнований.

Физкультурные праздники

Физкультурные праздники обычно посвящают выдающимся событиям в жизни страны, в спорте, знаменательным датам (традициям лагеря) Типичные составные части любого праздника особенно физкультурного, является: торжественное открытие (парад и построение всего лагеря или только участников торжественного открытия) шествие участников; приветственное слово и выступление гостей, массовые физкультурные выступления; выступления лучших спортсменов лагеря и гостей; награждение победителей соревнований; торжественное закрытие праздника.

Успех физкультурного праздника во многом зависит от его тщательной организации. Практика показала, что спорт. праздники не должны продолжаться более 1,5-2 ч. Все части программы праздника- спортивную, физкультурно-затейную, зрелищную- необходимо соединить в хорошо продуманном сценарии.

Агитационно-пропагандистская работа

Полезно проводить беседы о значении физического воспитания для детей, о достижениях сильнейших спортсменов, о том, что можно позаимствовать из занятий в лагере для использования в домашних условиях. Организовать показ спортивных фильмов, выпуск спортивных газет, оформить стенды, устраивать спортивные викторины, рекорды лагеря, фотографии лучших активистов-спортсменов.

Закаливание (солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья)

Закаливание-система различных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям таких природных факторов, как холод, тепло, солнечная радиация.

В условиях оздоровительных лагерей складываются чрезвычайно благоприятные обстоятельства для закаливания детей с помощью естественных сил природы. При этом, закаливание становится эффективным средством физического воспитания детей, способствующим выработке устойчивости организма к простудным заболеваниям, приобретению гигиенических навыков.

Система закаливающих процедур строится с учетом следующих принципов:

- постепенности (интенсивность закаливающих процедур должна возрастать постепенно)

-индивидуальности (следить за переносимостью различных процедур каждым отдельным ребенком)

 -систематичности (тренирующих эффект закаливающих процедур возникает лишь при условии регулярных и продолжительных занятий )

- сочетание различных видов закаливания (это вырабатывает умения организма приспосабливаться к различным факторам внешней среды)

Закаливание солнцем

Солнечные лучи- сильнодействующее средство. Под воздействием ультрафиолетовых лучей гибнут бактерии и вирусы, находящиеся на теле; улучшается образование в организме витамина Д, который способствует росту и развитию костей, нормальному функционированию нервной и мышечной систем.

Лучше закаливание солнцем начинать при t в тени не ниже 10 градусов. Лучшее время для приема солнечных ванн с 10 до 12 ч. Лучше всего загорать в движении.

Закаливание воздухом

Прием воздушной ванны рекомендуется сочетать с ходьбой, подв. играми, физическим трудом и т.д. Дополнительным полезным закаливающим мероприятием является сон на свежем воздухе и при открытых окнах ночью.

Закаливание водой

Обтирание.

Рекомендуется проводить ежедневно утром после зарядки. Обтирание производиться губкой, мокрым полотенцем или рукой, смоченной в воде. Сначала обтирают верхнюю часть туловища: кисти, предплечия, шею, грудь, спину, затем-нижнюю. После этого все тело растирают сухим полотенцем. Продолжительность не превышает 30 сек. в дальнейшем до 2-3 мин.

Обливание.

Это более эффективный вид закаливания. Обливание проводится водой t 25-30. После обливания тело энергично растирают полотенцем. Купание.

Купание

Является не только наиболее сильной и полезной закаливающей процедурой, но и самой приятной. Чем холоднее вода, тем короче должна быть процедура. Во время закаливания нельзя допускать, чтобы ребенок чувствовал неприятный озноб, чтобы появилась «гусиная кожа». При возникновении таких ощущений вместо ожидаемого эффекта закаливания могут развиваться острые и хронические заболевания верхних дыхательных путей, почек, суставов. Хороший, закаливающий эффект оказывают гигиенические процедуры, умывание холодной водой до пояса и мытье ног холодной водой.

 

Туризм, походы, экскурсии

Туризм, походы, экскурсии являются одной из увлекательных и любимых детьми массовых форм физкультурно-оздоровительной работы. Туризм имеет большое общеобразовательное и воспитательное значение, является активным отдыхом, хорошим закаливающим средством, оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую и нервную системы, создает хорошее настроение, постоянную смену впечатлений, способствует укреплению и развитию дружбы между детьми. Нужно, прежде всего, разработать интересный маршрут, составить план похода и провести большую организационную подготовку с участниками и руководителями похода. На каждого взрослого не должно быть более 20 детей. В однодневном походе участвуют дети с 9 летнего возраста. Двухдневный и многодневный поход-с 12 летнего возраста, совершенно здоровые, отнесенные к основной группе. Для других детей организуются прогулки, экскурсии за пределами лагеря, преследующие оздоровительные и познавательные цели.

Вы здесь: Home Школа вожатых Лесополянии 2017 Модуль 1. Нормативно-правовая база вожатого в ДОЛ Тема 4. Спортивно-оздоровительное обеспечение отдыха и оздоровление детей ДОЛ