Тема 2. Вожатый и окружающие его люди

 Хорошего вожатого видно сразу: это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор.

· Хороший вожатый никогда не кричит, не «руководит», он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, причем хорошо и быстро: сами придумывают, сами организуют, сами проводят, сами обсуждают, оценивают, планируют.

· Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами.

· Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели.

· А ещё хорошего вожатого отличает просто удивительная жажда нового. Он постоянно выискивает новые интересные книги, статьи, методички, все то, что может ему пригодиться в работе. Ему всегда хочется познакомиться с опытом других вожатых.


Итак, понравиться детям (или сверстникам) - это первая для вас педагогическая (!) задача в лагере. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме с повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.

Прежде всего "расшифруйте" для себя это словосочетание - "понравиться детям". Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Для кого-то (понравиться детям) означает установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения. А кто-то (понравиться детям) воспринимает, как влюбить в себя детей, значит завоевать их восхищение и обожание. И по-другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. И примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера. Но в любом случае, какими бы вы не были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: "произвести первое впечатление". Как оно возникает, порой трудно объяснить. Дети, если их спросить о том, почему им понравился их вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: "понравился и всё". И это не случайно, ведь в возникновении мерного впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мыслей и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если всё-таки разобраться, то можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:

1. ваш внешний вид,

2. выражение вашего лица,

3. наши запахи,

4. тембр вашего голоса,

5. ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех "положительного впечатления" вам обеспечен.

Произвести первое впечатление - это первый этап в решении поставленной задачи. За первым этапом, как правило, следует второй. Его можно было бы определить так: "произвести второе впечатление".


В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Как это сделать?

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

1. Доброжелательный. Каждый ребенку в отряде очеть желательно быть увереным в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

2. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.

4. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.

6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.

7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

8. Забота о детях (особенно о маленьких). На 21 дней вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом. Поэтому вы должны следить за такими (на первый взгляд очевидными и не требующими внимания) моментами в жизни детей.

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, - пожалуйста, не подумайте, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: "вам надо полюбить детей".

Итак, вожатому необходимо:

· Поставить дисциплину. Дисциплина на отряде необходима, так как без неё невозможно построить всю остальную работу. Кроме того дети должны выполнять все режимные моменты - это требование лагеря и за этим следит вожатый. Объясните детям на первом собрании отряда, что соблюдение дисциплины позволит им по-настоящему интересно отдохнуть, а несоблюдение превратит их жизнь в лагере в ад.

· Завести детей на творчество. Раскрыть их способности и подарить им радость творчества.

· Сплотить отряд. Вожатому важно превратить толпу детей в Отряд. Отряд - люди, объединённые своим отрядным духом, чувством локтя, Отряд - дружная работоспособная команда.

· Стать для детей старшим товарищем. Очень важно для вожатого общение с детьми. Не упускайте возможности поговорить с ребёнком по душам. Дети должны чувствовать, что у них есть старший товарищ, к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой.

Установи традиции в общении.

· Постоянное приветствие или необычная «именная» фраза в типовых ситуациях будет работать только в пользу вожатого. Привычное действие или слово становится брендом, а это придаст уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим».

· Возьми на вооружение несколько эффективных психологических игр. В трудной ситуации тренинг или удачно примененная игровая ситуация помогает отвлечь внимание группы от вожатого и увлечься программой, уйти в мир своих ощущений. Это позволит взять тайм-аут педагогу и вести ситуацию по своему сценарию.

· Веди дневник! Личный дневник предназначен для заметок о типах и особенностях каждого в группе. Также в него можно записать возможные приемы по нахождению контактов.

· Будь разным в делах, но стабильным в отношении к делу!

И еще...

· При дискуссии или даже монологе нужен eye-contact, ни один ребенок не должен быть без внимания. То есть - смотреть всем в глаза по очереди.

· Разговорные слова паразиты "типа", "блин" - забудь.

· Умей разогреть группу веселой игрой (игра зависит от количества времени проведенного детей в группе, на первый день нужна игра на знакомство).

· Следи за Body-language. Никаких "перекрещенных" поз.

· Будь уверен в себе.

Небольшая медитация: закройте глаза, сделайте три глубокий вдоха, и соответственно столько же выдохов, вспомните что-нибудь приятное из своей жизни (то, что вызывает у вас положительные эмоции) дождитесь когда ваши воспоминания достигнут этого приятного состояния (можно подкрепить его для храбрости шоколадкой), зафиксируйте это состояние в сознании, сделайте глубокий вздох, выдох и с хорошим настроением отправляетесь к детям!

ВОЖАТСКАЯ ЭТИКА

Этика – совокупность правил поведения в обществе1.

Этика вожатого – вещь специфическая. Данное явления, как правило, делят на две части: этика вожатого в течение года (то есть не на сезоне) и этика вожатого в лагере. Итак,…

Вожатская этика в течение года:

Внутри ИО СПО:

Иркутское объединение студенческих педагогических отрядов состоит из 16 отрядов. Все они равны по статусу, все в рамках ИО СПО являются членами ИГК РСМ. Все подчиняются решениям штаба ИО СПО.

Отношения между отрядами внутри ИО СПО должны быть дружескими, по крайней мере, не враждебными и не холодными, и политически корректными. Личная неприязнь к отдельным членам других отрядов не должна выливаться в личную неприязнь одного отряда к другому отряду в целом, не перерастать в конфронтацию между отрядами. Решать возникающие проблемы с бойцами другого отряда надо лично.

На дружинных мероприятиях (Слет, Инструктивный семинар, конкурс вожатской песни, марш готовности и т.д.), прежде всего, необходимо подчиняться правилу «0:0»: приходить без опозданий, а лучше – заранее. На дружинных мероприятиях ИО СПО действует сухой закон, т.е. запрещается употреблять спиртные напитки во время мероприятия и приходить на мероприятие в нетрезвом виде.

Вожатская этика в лагере:

Данный раздел изучаемого явления является наиболее важным и наиболее сложным. Условно его можно разделить на несколько составных частей: взаимоотношения с другими вожатыми, взаимоотношения с администрацией лагеря, взаимоотношения с персоналом лагеря, взаимоотношения со сторонними воспитателями, взаимоотношения с детьми (!), взаимоотношения с родителями детей, внешний облик вожатого и его поведение. Рассмотрим их.

Взаимоотношения с другими вожатыми:

Старший вожатый на сезоне для любого вожатого человек авторитетный, его решения не обсуждаются, он главный, ему виднее, что делать, он опытнее – поэтому он старший вожатый. Все указания старшего вожатого должны выполняться неукоснительно и в кротчайшие сроки. Как старший вожатый сказал, так и должно быть! Не допускаются пререкания, хотя обсуждения и внесение предложений возможно. У всех вожатых одна общая цель, поэтому лишние споры и недовольства только мешают работе всего коллектива.

Отношения между вожатыми должны быть дружеским, но исключающими всяческую фривольность поведения. Нельзя называть друг друга по прозвищам, употреблять какие-то граничащие с похабщиной выражения. Друг друга лучше называть по имени-отчеству или в крайнем случае по имени. Это способствует усвоению детьми того, что Вас нужно называть именно так – по имени-отчеству (или по имени, в зависимости от того, как принято в лагере или в отряде), а не так как им хочется.

При работе с напарником, вожатому, который работает впервые, необходимо прислушиваться к мнению старшего товарища. Свои разногласия не выносить в присутствие детей, не оскорблять друг друга. То же касается и других вожатых в лагере, не только напарников. Не поправлять коллегу при детях, мол «да ты не так все делаешь, вот как надо». То же самое лучше сказать ему отдельно, без посторонних глаз. Никогда не вмешиваться в воспитательный процесс другого отряда, только разве что – погаркать на детей, чтоб быстро засыпали, плюс: возможен вариант, если вожатый другого отряда в силу объективных обстоятельств делегировал ряд властных полномочий Вам, а сам временно покинул лагерь или отряд – тогда пожалуйста, делайте тоже, что и со своим отрядом. Плюс – не наказывайте чужих детей, спрашивайте их координаты: отряд, имя, фамилию, отправляйте ребенка к собственному вожатому с указанием сообщить о собственном проступке лично, и с обещанием, что проверите – сознался он своему вожатому или нет, и, действительно, чуть погодя проверяйте.

Необходимо всегда перед детьми поддерживать авторитет своего напарника, остальных вожатых в ДОЛ, ну и конечно старшего вожатого и директора лагеря.

Взаимоотношения с персоналом ДОЛ:

Персонал лагеря это – его администрация (но об этом мы поговорим отдельно), медперсонал, повара, кухонные работники, сторожа, сантехники, кладовщики, бухгалтеры, столяры, кастелянши и т.д. Ваши отношения с персоналом лагеря должны быть исключительно деловыми, т.е. Вам не следует с ними много общаться по личным вопросам, курить на заднем дворе, тем более употреблять горячительные напитки. Более теплые отношения необходимо поддерживать с медперсоналом, завхозом, с поварами. Это полезные отношения. Разумеется, если к Вам кто-то обращается за помощью, не стоит затыкать уши и убегать за старшим вожатым. По ходу работы Вам часто придется общаться с персоналом, главное, чтоб не было крайностей. Конфликты с ними следует разрешать при помощи старшего вожатого.

Умейте нравиться людям – вам это поможет в лагере. Помните, что сказанное Вами в присутствии работников лагеря всегда может дойти до ушей ваших детей или администрации лагеря.

Взаимоотношения с администрацией ДОЛ.

Администрация лагеря – директор лагеря, заместитель директора по воспитательной работе или старший педагог. Общение с ними должно строиться в основном через старшего вожатого. Тем не менее, их указания для Вас обязательны, т.к. они Ваше начальство. Если Вас что-то смущает в их распоряжениях – обратитесь к старшему вожатому, вместе выработайте единый подход. Вам следует приходить на планерки, устраиваемые администрацией. Исполнять все требующееся от Вас в соответствии с должностными инструкциями в лагере.

Не стоит ругаться с администрацией, качать права! Помните, начальство не выбирают! Попробуйте найти к начальству подход, понравиться ему! Либо не общайтесь с начальством вообще и сводите общение с ними через старшего вожатого.

Если представитель администрации непосредственно лезет к Вам в воспитательный процесс, то мягко и дипломатично отведите его в сторону, объясните что к чему, что своими указаниями он подрывает Ваш авторитет. Если не проймет, то пошлите его… к старшему вожатому.

Взаимоотношения с воспитателями извне.

Иногда случается, что вожатому или напарникам вожатым приходится работать с воспитателями, которые не имеют к нашему отряду никакого отношения. То есть, либо это педагоги, которые постоянно работают в лагере на каждом отряде, либо это что-то вроде нянечек, задачей которых является помощь во всяких хозяйственных мероприятиях (в столовой накрыть, полдник или паужин принести и т.д.), либо это воспитатели, которые приезжают вместе с детскими домами и приютами. Начнем с последнего случая.

Воспитатели дет.домов и приютов люди специфические, с ними надо найти общий язык. Эти воспитатели, скорее всего, с радостью займутся хозяйственными делами: накрывание, дежурство, смена постелей, возня с дет.домовской малышней и т.д. Заниматься непосредственно воспитанием им неохота. Распределите обязанности с ними, и все у Вас будет хорошо. Не вмешивайтесь в процедуры поощрения и наказания дет.домовцев воспитателями, это отдельная сфера. Воспитатели детских домов и приютов окажут Вам большую помощь силой своего авторитета при воздействии на детей. Хотя бывали случаи, когда гадкие «сопиты» ничего не хотели делать. Но, как гласит давняя лагерная мудрость, – появились проблемы, дуй к старшему вожатому. Не обостряйте отношения сами. Работа с дет.домовцами – очень специфична, о ней стоит говорить отдельно.

Воспитатели-няньки – очень и очень полезны. С ними Вам будет проще работать на отряде. Поддерживайте с ними хорошие и, если это возможно, дружеские отношения.

Воспитатели-педагоги, как правило, - учителя в отпуске. Разумеется, с ними необходимо также найти общий язык и распределить обязанности. Помните, что учитель ребенку внушает большее чувство нормально «страха», то есть учитель в вопросах наказаний – гораздо более воспринимаем детьми, нежели молодой студент. Но важно помнить, что необходимо поддерживать свой авторитет. Решайте свои проблемы с детьми сами, стараясь не обращаться за прямой помощью к воспитателю. Вы должны быть «любимым и мудрым вожатым», а воспитатель должен остаться воспитателем. Дети должны любить и уважать и Вас и воспитателя. В случае возникновения противоречий с воспитателями – обращайтесь все к тому же старшему вожатому.

Взаимоотношения с детьми:

Это самое сложное и самое приятное занятие в лагере (с точки зрения педотрядовца). Это ваша работа. Следуйте следующим правилам:

1) вожатый сказал – вожатый сделал, то есть, если Вы что-то пообещали ребенку, то будьте любезны, исполнить это, будь то поощрение или наказание. Сказали, что не пустите ребенка за провинность на дискотеку – не пускайте его. Сказали, что завтра будете играть с детьми в футбол – играйте и т.д.

2) поддерживать уважение к старшим, то есть одной из Ваших задач будет являться поддержание нормального отношения детей ко всему персоналу лагеря, включая вожатых. Никогда не обсуждайте с детьми кого-то из персонала. Не одобряйте любые плохие высказывания детей о работниках лагеря (хотя дети могут говорить чистую правду). Дайте им понять, что нужно слушаться любого вожатого лагеря.

3) неукоснительно придерживаться распорядка дня в своей работе (в разумных приделах и с некоторыми незначительными вариациями). Никогда никуда не опаздывать.

4) не выделять отдельных детей, не делать ярко выраженных любимчиков.

5) не врать детям: часто вожатые ловятся на том, что на вопрос детей курит ли вожатый они отвечают отрицательно, а потому их застают врасплох с сигаретой где-нибудь на заднем дворе. Все это подорвет Ваш авторитет.

6) научить детей следовать нашим правилам;

7) относитесь к детям уважительно, не перенимайте у детей привычки называть отщепенцев по кличкам и т.д.

8) ни в коем случае нельзя курить и материться при детях. Для детей вы должны быть идеальным вожатым, а ваши мелкие недостатки пусть остаются за кадром вожатской работы.

9) в общении с детьми не используйте жаргон или сленг. Ваш уровень общения и развития должен быть выше, чем у детей.

10) ни в коем случае не выплескивайте на детей свое плохое настроение.

11) не люби другой отряд больше своего.

В лагере помимо Ваших детей, то есть детей Вашего отряда, есть куча чужих детей. Не бойтесь гонять их за курение, утихомиривать их после отбоя, если рядом нет их вожатого, вылавливать их за пределами лагеря, одергивать их при употреблении ими нецензурных слов. Все это нормально. Но не наказывайте чужих детей, передавайте их для этой цели в руки их непосредственных вожатых (см. выше).

Взаимоотношения с родителями:

Коротко говоря, этих отношений практически не должно быть после погрузки детей в автобус, который отправляется в лагерь. Вам необходимо запомнить провожающих родителей – кто чей? Родители в лагере – крайность. Если правила лагеря допускают такое, то Вам лучше будет делать так, чтобы родителям в лагере нравилось. Если родителям на Вас жалуются дети, то Вам придется объяснять ситуацию, но не оправдываться: оправдываются только виновные. Объясняйте родителям правила, объясняйте, что их ребенок не так уж покладист как они думают. Не ругайтесь с ними. В критических ситуациях прибегайте к помощи старшего вожатого.

Личный и моральный облик вожатого:

Помните, вы пример для детей. Вы безупречны в своем внешнем виде.

Вы постоянно в одежде вожатого (майке, бойцовке или галстуке или и то и другое).

На вашей футболке/бойцовке всегда должен быть бейдж с вашим Именем или Именем Отчеством.

Вас должны уважать и любить дети.

Ваш внешний вид не должен дать повод детям для насмешек. То есть: чистые волосы, бритые лица и ноги (нужное подчеркнуть), опрятная одежда – без выпендрежа (туфель на шпильках, вечерних платьев, широких «рэперских» штанов и т.д.), без дырок, важно иметь чистые ноги (в шлепанцах весь день по лагерю побегаете – сами увидите, что будет с ногами) и т.д. Да, и одежда должна быть чистой. Если у Вас что-то порвалось, будьте добры – аккуратно зашейте. Особенно для девочек важно не одеваться вызывающе, подумайте как подействует на неокрепшую психику подростка излишне короткая юбка, излишне глубокое декольте, излишне откровенный купальник на пляже. (Вожатый – не проститутка!!!) То есть у Вас должен быть вид нормального, опрятного человека.

Появляйтесь перед детьми всегда с улыбкой и в хорошем настроении.

До отбоя вы не имеете права взять хоть каплю алкоголя в рот, курить лучше так – чтоб дети Вас не видели. Пусть лучше знают, что Вы курите, но не видят этого. Никаких наркотиков. Не заигрывайте с мальчиками и девочками старших отрядов (нужное подчеркнуть). Всегда помните о поддержание личного авторитета и авторитета других вожатых. Для детей – вы образец для подражания.

ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА

  • · Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.
  • · Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.
  • · Помни формулу А.С. Макаренко: „Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему”.
  • · Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив - лучший воспитатель личности ребенка.
  • · Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах или ошибку – признай их.
  • · Знай: ребят увлекает в вожатом высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.
  • · Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.
  • · Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.
  • · Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо гневный голос сильнее крика.
  • · Не сердись долго на ребенка, это не профессионально.
  • · Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.
  • · Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.
  • · Старайся все делать творчески, это развивает у ребят вкус деятельности.
  • · Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: „спасибо”,„пожалуйста”,„будь добр”и т.д.
  • · Помни: каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои предложения, спрашивай: „А как вы думаете?”
  • · Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.
  • · Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному.
  • · Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки.
  • · Не забывай народную мудрость: начал говорить - договаривай, начал строить - достраивай, начал делать - доделывай.
  • · Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.

МОРАЛЬНО – ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ВОЖАТОГО

  1. Главной ценностьюдля вожатогоявляется жизнь ребёнка. Не ребёнок для вожатого, а вожатый для ребёнка.
  2. Справедливость – нравственная основавожатской работы.
  3. Честность – это достоинствовожатого и его окружающих.
  4. Научись всё видеть и кое-чего не замечать.
  5. Истинный вожатый – добрый вожатый!
  6. Дал слово – держи.
  7. Будь вежлив!
  8. Самоуважение может быть только через уважение окружающих людей.
  9. Почитай и выполняй традиции своего отряда, уважай традиции других.
  10. Прислушивайся к совету другого человека. Уважая его мнение, помни о своём.
  11. Не согласен – отвергай, отвергая – предлагай, предлагая – действуй!
  12. Вожатый без воображения – ремесленник.
  13. Каждый человек талантлив по-своему. Раскрывая таланты в себе, помоги раскрыть их другим.
  14. Чужие идеи и мысли используй только с разрешения автора.
  15. Будь всегда весёлым и находчивым.
  16. Любой вожатый – это лидер. Прежде чем организовать кого-либо, организуй себя.
  17. Совершенствуй себя, не останавливайся на достигнутом.
  18. Будь требователен к себе и к окружающим.
  19. Не оскорбляй себя и окружающих появлением в Объединении в нетрезвом виде.
  20. Не допускай ненормативной лексики.
  21. В Объединении все вожатые равны.

1Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1970- год.