Тема 3. Вожатый и его семья, родные

Главное  в любой семье – это добрые, нежные отношения между ее членами, любовь, забота, проявление внимания, теплота, понимание друг друга, терпимость. Однако верно сказано, что «любовь – это вам не просто так, ею заниматься надо!».  На протяжении всей своей семейной жизни ее членам постоянно приходиться решать одну и ту же проблему – вновь и вновь выстраивать "вот эти самые"  добрые, нежные отношения друг с другом, преодолевая всевозможные проявления враждебности (и даже ненависти),  безразличия, невнимания, холодности, нетерпимости, непонимания.

   Проблема «враждебность, холодность – любовь, забота, теплота» является в любой семье основным морально-психологическим противоречием в системе ее отношений. Это противоречие, по мере его возникновения либо преодолевается, восстанавливается, либо  обостряется и даже, на определенном этапе жизни семьи, становится непреодолимым, ведет к ее деградации и разрушению.

   У каждой семьи имеется свой  совокупный личностный  ресурс по преодолению этого противоречия, но в каждом случае степень его развития разная, как и результат его использования. В одних случаях применения этого ресурса приносит положительный эффект, в других нет.  Эффекты проявления в семье заботливых, теплых отношений друг к другу следует отнести к наивысшим проявлениям развития семейных компетенций членов семьи. В свою очередь отсутствие у членов семьи таких компетенций ведет к антиэффектам враждебности и холодности, которыми наполняется, а затем и переполняется жизнь семьи.

  Итак, одни постоянно  проявляемые феномены отношений (например, взаимная забота членов семьи друг о друге, искреннее внимание к делам партнера и т.п.)   укрепляют семью, обеспечивают устойчивость и последовательность развития. Другие же феномены отношений (например, проявления холодности, бездушия между партнерами, враждебности к их интересам, занятия, непонимание глубинных мотивов их поступков), наоборот, провоцируют неустойчивость семьи, постепенно ведут ее к деградации. Дадим  этим типичным проявлениям отношений в семье  название – семейные генотипы, предназначение которых определять развитие такой мини-организации, как семья.

   Несмотря на то, что любую семью можно назвать небольшой организацией, отнести ее к деловым предприятиям невозможно. Когда мы говорим о семье, чаще всего употребляем такие метафоры, как «дом родной», «родное гнездо», «родная обитель». Это означает, что семья воспринимается для человека тем местом, куда он всегда может прийти, вернуться, возвратиться, чтобы получить поддержку и тепло.  Главный «результат» семейной жизни – это не выручка, не прибыль, и даже не помощь, которые оказывают, например, социальные организации, а особый здоровый психологический  микроклимат, отношения, в которых человеку хорошо, комфортно, приятно находиться, и в которые он всегда хочет и готов вернуться. Здесь его любят, несмотря ни на что.

  Отношения в диапазоне «забота – враждебность» являются самым существенным признаком,  по которому мы можем судить о степени любви членов семьи друг к другу.  Интересно, что ситуации в этом диапазоне могут проявляться в семье по всему спектру отношений, как  по вертикали, т.е. по семейной иерархии типа «родители – дети», «лидер семейства – ведомые», так и по горизонтали, т.е. между совершенно равными партнерами, например, мужем и женой, бабушкой и дедушкой, детьми и т.п. Таким образом, постепенно в семье формируется, воспроизводиться, переформируется, развивается определенная регулируемая межличностная система, направленная на то, чтобы с определенной долей регулярности осуществлять балансировку отношений в семье, как в узком, так и в широком понимании.  При этом именно балансировка отношений в системе «забота – враждебность» является самой ценной и самой важной.

  Как  сложившиеся и складывающиеся семейные отношения сказываются на поступках отдельных членов семьи?

  Для ответа на этот вопрос мы должны понять то, от каких факторов, положительных или отрицательных,  зависит  формирование проявления заботы членов семьи по отношению друг к другу, или проявления враждебности.

 

  В этой ситуации мы исходим из того, что отношения в семье, с одной стороны, состоят из «человека чувствующего», т.е. проявляющего себя во внимании, интересе – безразличии, равнодушии к партнеру и другим членам семьиа с другой стороны «человека верящего», который проявляет  себя по отношению к партнеру и другим членам семьи в понимании, терпимости – нетерпимости, отсутствии понимания в межличностном пространстве семейных отношений.

   Таким образом,  понятием семейные отношения можно описать  отношения «заботы – враждебности» членов семьи, которые зависят от  их внимания, интереса – безразличия, равнодушия их друг к другу, а также от их понимания, терпимости – нетерпимости, отсутствии понимания.

   Суть любых        семейных отношений  прячется в описанных выше комплексах противоречий. Изучая и анализируя эти противоречия,  мы, тем самым,  проникаем и раскрываем самые глубокие и скрытые тайны бытия и существования конкретной семьи, понимаем причины ее прошлой жизни, видим существующие сегодня ресурсы и можем, с опорой на них, в какой-то мере, управлять ее будущим.

   семейные отношения изображены нами  в виде самых общих, противоположно направленных  моделей А и Б.  Модель А  описывает враждебность отношений, существующих в семье. Модель Б -  проявление заботы членов семьи друг о друге.  Модели А и Б могут переходить (иногда - парадоксальным образом)  друг в друга, определяя либо направление развития или деградации семейных отношений, т.е. суть любых отношений в семье определяется в столкновении двух принципиально возможных альтернатив.

   Семейные отношения – это отношения членов семьи, которые включены в некоторые процессы семейной жизни, имеющие  свои циклы, ритмы, темпы, структуру, границы и т.п. Эти процессы могут определяться, как неформальными лидерами, главами семейства, так и иными влиятельными членами семьи. Проявляться же они могут в отношениях всех членов семейства  друг к другу, как в целом, так и по отдельности.

 

Семья как система взаимоотношений

Мы продолжаем серию публикаций отрывков из книги греческого психолога Павла Кириакидиса «Семейные взаимоотношения», перевод которых выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ. Как распределяются роли в семье?

Человек живёт в самых разных системах (к примеру, в социальной, политической, философской системе и пр.), зависит от них, прямо или косвенно подвергается их влиянию. Но, пожалуй, единственной системой, которая самым непосредственным и существенным образом влияет на человека с рождения и до глубокой старости, является его так называемая «расширенная»  семья.

Семья — это система взаимоотношений

В семье важны не только её члены сами по себе, но также отношения и связи между ними. Другими словами, для семьи имеет значение не только её структура, но и организация, которая зависит от способов взаимодействия её членов. Мало того, ни одно явление семейной жизни невозможно изучать и трактовать как отдельный элемент, но всегда только по отношению ко всей системе конкретной семьи.

Члены семьи обычно взаимосвязаны друг с другом очень крепкими узами. Эти связи гораздо более прочные, чем может на первый взгляд показаться. Влияние семьи происходит даже после удаления из неё: человек может покинуть семью, но это отдаление будет только «физическим», телесным. В психологическом и духовном плане он никогда не покинет ту семью, из которой ведётся его происхождение. С психосоциальной точки зрения человек всю свою жизнь составляет часть семьи, из которой вышел, а также той семьи, которую сам создал. Эта преемственность поколений называется родом.

Одной из отличительных черт, присущих семье как системе является тот факт, что брак и семейная жизнь, разумеется, ставят определённые ограничения на свободу каждого из членов семьи, но при этом и семья, в свою очередь, является ответственной перед каждым своим членом. Быть абсолютно «автономным» в семье невозможно, поскольку её члены находятся в постоянном физическом, социальном и психологическом взаимодействии, они зависят друг от друга, нуждаются друг в друге. В то же время, семья должна предоставить своим членам, во-первых, личное пространство, в котором им было бы уютно и комфортно, где они чувствовали бы себя свободными и могли отдохнуть и расслабиться, а во-вторых, уверенность в получении эмоционального тепла, защиты и поддержки, без которых человеку трудно созреть и проявить себя как личности.

Второе важнейшее качество семьи как системы — это её динамичность и изменчивость. Семья по природе своей не статична. Любое изменение, которое происходит с одним из членов семьи, напрямую влияет на всех остальных. Точно так же и перемена, произошедшая со всей семьёй в целом, влияет на каждого члена семьи по отдельности. Одним из видов таких изменений является изменение ролейчленов семьи.

Семейные роли

Согласно социологическому определению, социальная роль — это совокупность образцов поведения, которую окружающие ожидают от человека. Каждый человек играет множество ролей, в зависимости от того социального окружения, в котором он живёт. С точки зрения социологии, роли делятся:

  • на относящиеся к «естественному статусу» (пол, возраст и, в целом, всё то, что относится к биологической сущности человека) и
  • те, которые относятся к его «приобретённому статусу» (например, профессия, членство в каком-либо клубе и пр.).

Вступая в брак, каждый человек получает новую роль, которая становится главенствующей по отношению к тем, что у него были до сих пор. Роли сына или дочери, тесно связанные с родительским домом, ослабляются, потому что дети выросли и теперь сами стали супругами. С рождением детей особенно важной становится родительская роль обоих супругов, которая имеет большое значение для нормальной семейной жизни.

Семья — это система, которая может правильно функционировать лишь в том случае, если каждый член семьи хорошо знает свою роль или же учится исполнять те роли, которые от него ждут другие люди. В «расширенной», традиционной семье младшие её члены узнают не только свою роль, но и роли многих других членов семьи.

Каждый человек в семье получает свою идентичность. Он осознаёт, кто он, что от него ждут другие люди, понимает, что бы он сам хотел получить от окружающих, как ему добиться признания сначала в рамках своей семьи, а потом и в обществе. Семья должна брать на себя основную задачу воспитания и социализации ребёнка. В то же время, в современных условиях, другие социальные институты — средства массовой информации, детский сад, школа и пр., — дают свои образцы поведения. С малых лет на детей может повлиять чуждый конкретной семье менталитет и представления о жизни. И, тем не менее, как бы ни влияло общество на представления человека о своей идентичности, именно в семье мальчик готовится стать мужчиной и отцом, а девочка — женщиной и матерью. Пример старших членов семьи помогает младшим получить идентичность своего пола и научиться играть соответствующие социальные роли.

В семье, как и в других социальных группах, имеет место взаимозависимость ролей, например отец-сын, мать-дочь, дедушка-внук. Без внуков не может быть дедушки, а без сына или дочери человек не может играть роль отца или матери.

Правильное распределение ролей и обязанностей между членами семьи помогает ей нормально функционировать. Очень важно, чтобы каждый член семьи хорошо знал свою роль, роли других, а также, чтобы его поведение соответствовало этому знанию. Ни одна роль не может быть отделённой и независимой от другой. Все роли каждого члена семьи соединяются со всеми ролями, которые играют другие члены. Насколько более чёткими являются границы каждой роли в представлениях всех членов семейства, настолько эффективнее люди могут общаться друг с другом, не оставляя при этом возможности для недоумений или попыток неправильно истолковать поведение человека в семье.

Отрицание или смешение ролей зачастую приводит к большим проблемам. К примеру, множество конфликтов между супругами происходит от того, что на другого члена семьи полностью возлагается ответственность, которая, по сути, является общей обязанностью. Семейные конфликты имеют своей подоплёкой тот факт, что люди не умеют — или не хотят — распределять семейные роли и хорошо исполнять их.

С течением времени происходит изменение представлений общества о той или иной семейной роли, также человек в течение своей жизни физически, психически и социально развивается, благодаря чему его социальные семейные роли меняются. Это ожидаемый и естественный процесс, который, впрочем, связан с рядом проблем и не всегда является положительным.

Немецкий философ и социолог Макс Хоркхаймер писал: «Идеальная современная мать планирует воспитание своего ребёнка почти по-научному, начиная со строго сбалансированного питания и заканчивая столь же строго определённым и рассчитанным количеством похвалы и наказания, что советуют все популярные книги по психологии. Поведение матери по отношению к ребёнку становится всё более рационалистическим, женщины воспринимают свою материнскую роль как профессию. Даже любовь становится средством педагогики. Спонтанность, естественная безграничная забота и материнское тепло по отношению к детям исчезают».

Современная «нуклеарная» семья возлагает на женщину — супругу и мать — ряд сложных и тяжёлых ролей, с которыми ей бывает не под силу справиться в одиночку. Мужчина — супруг и отец — начинает участвовать в различных работах по дому. В результате границы между ролями мужчины и женщины в ведении домашнего хозяйства всё менее заметны, хотя эта роль по-прежнему традиционно считается женской. Именно поэтому в семье при обсуждении проблем, связанных с обязанностями по дому, должны превалировать чувство ответственности и любовь мужчины.

Особое внимание хотелось бы обратить на роль отца в современной семье. Многие мужчины исполняют эту роль весьма «фрагментарно». Почему это происходит? Мужчина может слишком посвящать себя работе, в результате чего «теряется» семья. Или его не привлекает семейный досуг, отдых со всей семьёй. Возможно, он «убегает» из семьи из-за поведения супруги, каких-то семейных проблем, которые он не в состоянии или не хочет решать и пр. Иногда мужчина является инфантильным, он всё ещё считает себя частью родительской семьи, зависит от неё и не обладает личной «автономией». Плохие бытовые условия тоже могут стать причиной или поводом к стремлению мужчины находиться вне дома большую часть своего времени, а значит, к неисполнению им своих обязанностей по отношению к семье.

В некоторых случаях члены семьи играют не те роли, которые, теоретически, должны были быно те, которые их вынуждают играть обстоятельства (например, работа маленьких детей, родительская роль дедушек и бабушек и т. п.). Когда на одного из детей в семье перекладывается часть родительской роли, то это может оказаться одновременно и необходимой помощью семье в определённых обстоятельствах, и началом больших психологических проблем между этим ребёнком и его братьями и сёстрами. Ребёнку, «исполняющему обязанности» матери или отца, придётся преодолевать зависть, нежелание слушаться, а иногда и ненависть других детей…

Ещё одной проблемой, связанной с переменой или смешением ролей, является общение с пожилыми людьми в семье. Общение внуков с дедушками и бабушками — необходимый и радостный аспект семейных взаимоотношений. В то же время, общение старших членов семьи с молодой супружеской парой обычно наполнено трениями и конфликтами.

Бабушки и дедушки, как самые старшие члены семьи, занимают сегодня почётное, хотя и не главное, место в семейной иерархии. И всё же зачастую их поведение трактуется членами семьи как не вполне адекватное и вызывает у их собственных детей чувство недоумения или раздражения. Чаще всего за такими действиями и подобной реакцией стоит опять же неумение каждого члена семьи грамотно распределить семейные роли или вовремя осознать и приспособиться к перемене своих ролей.

Одной из проблем изменения ролей в семье является так называемый «разрыв поколений». В самом широком и древнем смысле проблема отцов и детей олицетворяет собой извечную борьбу старого и нового. Естественно ожидать, что у детей будут собственные представления о мире и своём месте в обществе, которые отличаются от мнения старших. Пожалуй, этот конфликт можно назвать не «столкновением ролей», а «столкновением точек зрения», имеющихся у каждого поколения. Родители и дети, похоже, смотрят на мир «с разных колоколен»:

 

РОДИТЕЛИ

 

ДЕТИ

1. Более консервативны.

1. Открыты всему новому.

2. Хранят традиции.

2. Изначально настроены против традиций.

3. Волнуются о будущем своих детей.

3. Их интересует настоящее.

4. Защитники традиционной нравственности.

4. Считают для себя возможной любую нравственность.

5. Более недоверчивы.

5. Доверчивые.

6. Им необходима, прежде всего, безопасность.

6. Их привлекают приключения и риск.

7. Стремятся к спокойствию и тишине.

7. Им нравится шум.

8. Научены опытом своей жизни.

8. Готовы на любой новый опыт.

9. Заботятся о порядке и пр.

9. Отличаются беззаботностью и безалаберностью.

10. Ограничивают себя религиозными ценностями.

10. Для них характерны вольность и распущенность.

11. Беспокоятся о том, «что скажет общество».

11. Им безразличен контроль со стороны общества.

12. Первоочередная задача — «семейная выгода», даже когда она достигается не вполне честным путём.

12. Не принимают бесчестных и неблагородных поступков.

Одна из миссий каждой семьи — помочь детям поставить свои цели в жизни и научить их быть настойчивыми в их достижении. Родители, которые не дают своим детям ничего, кроме денег и удовольствий, создают в них большую психологическую пустоту, особенно опасную в подростковом и постподростковом возрасте.