Тема 6. Вожатый – организатор и лидер отряда

Вожатый! Будь лидером – веди воспитанников.

Лидером называют того, кто берет на себя ответственность в самый верный момент самым верным путем из самых верных побуждений. Возможно, самый большой страх, который испытывает неопытный вожатый в детском лагере, – это страх быть не принятым группой в качестве лидера. Есть несколько простых приемов, с помощью которых вожатый может завоевать уважение и доверие своих подопечных.


САМОКОНТРОЛЬ

Важнее всего – не пытаться контролировать своих воспитанников, но вести их. Есть только один действенный вид контроля – это САМОКОНТРОЛЬ. Контроль над другими разрушает группу, самоконтроль объединяет ее. Какие же формы самоконтроля применяет умелый вожатый?

  1. Он контролирует свое отношение к окружающим. Он принял решение установить личный контакт с каждым воспитанником и относиться к каждому из своих подопечных честно и справедливо.
  2. Он контролирует свои эмоции. Он сохраняет способность мыслить и поступать мудро даже тогда, когда утомлен, разочарован, потерпел неудачу или же, наоборот, возбужден и переполнен радостью. Настоящий лидер умеет использовать нужную эмоцию в нужный момент в нужной степени.
  3. Он контролирует свой язык. Вожатому, который находится на трудовом посту 24 часа в сутки, это нелегко. Если вы хотите не ранить своих подопечных, примите в своем сердце решение не критиковать, не судить и не сплетничать ни о воспитанниках, ни об их родителях, ни о других сотрудниках лагеря, ни о ком другом. Вместо этого примите в своем сердце решение поддерживать, хвалить и ободрять воспитанников, сотрудников лагеря и всех, с кем вам приходится общаться.
  4. Он контролирует свои мысли.
  5. Он контролирует свои желания.
  6. Он контролирует свои поступки.


САМОКОНТРОЛЬ: ВЫВОДЫ

Чтобы быть для своих подопечных лидером и вести их, нужно в первую очередь обрести власть над самим собой. Контролируя свое отношение к окружающим, свои эмоции, свой язык, свои мысли, свои желания и свои поступки, мы завоюем уважение и доверие своих воспитанников. Там, где есть взаимное уважение и доверие, процесс научения и воспитания пойдет успешно. Мы будем вести воспитанников, они будут следовать за нами. Они последуют за нами по своей собственной воле, ибо мы такие, какими они хотят стать.

Каждому вожатому необходимо утвердиться в том, что он находится в детском лагере с одной - единственной целью: служить другим людям. Если ты приехал, чтобы загореть, отдохнуть от работы или расслабиться, – ты в большой беде и можешь вовлечь в беду других. Если же ты приехал с единственным стремлением – отдать себя другим, ты преуспеешь.


СОВЕТЫ ЛИДЕРУ

Теперь, когда ты располагаешь доверием воспитанников, познакомься с несколькими советами, которые принесут тебе успех как лидеру.

  1. Дожидайся, пока тебя будут слушать. Попросив внимания воспитанников, дождись, пока они прекратят все занятия и разговоры, прежде чем начинать говорить.
  2. Во время беседы встань или сядь так, чтобы все твои подопечные видели тебя, а ты видел каждого из них.
  3. Говори так, чтобы каждый мог хорошо тебя слышать. Пытаться перекричать шум толпы, или громко играющую музыку, или гул пролетающего над головой самолета, или шум проезжающего автомобиля, или крики, доносящиеся из-за двери, бесполезно. Не пытайся это делать. Подожди, пока шум утихнет, даже если он прервал тебя на середине фразы.
  4. Используй подходящий тон голоса. Твой тон передает твои эмоции. Выбери такой тон, который наилучшим образом выразит то, что ты хочешь сказать.
  5. Не говори, если тебе нечего сказать. Тщательно обдумывай то, что хочешь сказать. Убедись, что твои мысли ясны тебе самому. Если необходимо, используй примеры, поясняющие то, что ты имеешь в виду. Старайся говорить кратко и по существу. Не разглагольствуй и не повторяйся – это утомляет.
  6. Учись слушать других и всегда давай воспитанникам возможность выразить свои чувства и мысли. Этим ты не только проявишь свое уважение к ним и дашь им почувствовать, что их мнение для тебя важно, но и сможешь узнать их поглубже.
  7. Сделай каждого воспитанника полноправным членом группы. Обращай внимание на то, как твои подопечные относятся друг к другу. Сделай так, чтобы каждый из них чувствовал себя в группе уверенно и в безопасности.
  8. Используй творческий потенциал – свой и своих воспитанников. Пусть твоя фантазия и фантазия твоих подопечных будут фонтаном идей. Пробуй то, что не было испробовано раньше. Конечно, ты должен оценить степень риска и принять все необходимые меры предосторожности, чтобы занятия ваши были безопасны и не выходили за рамки лагерных правил.
  9. Умей выразить одобрение. Когда воспитанник поступил правильно, похвали его за это. Он будет польщен твоим вниманием и в следующий раз поступит так же.
  10. Вовлекай всех и следи, чтобы каждый принимал участие. Учи своих подопечных делать что-то не потому, что им нравится это делать, а потому, что им нравятся люди, с которыми они делают это. Смысл жизни во взаимоотношениях, а не в симпатиях и антипатиях. Взаимоотношения строятся или разрушаются по причине того, что мы делаем друг с другом, друг по отношению к другу и друг для друга.
  11. Принимай решения. Быть милым и любезным недостаточно, необходимо еще и принимать решения. Чтобы принимать решения, требуется смелость. Чтобы принимать правильные решения, требуется мудрость. Решение, принятое слишком поздно или не принятое вовсе, приводит к беде. На тебе лежит ответственность за группу, поэтому ты должен принимать решения – большие и маленькие, днем и ночью. Решения, которые приведут твою группу к достижению целей лагеря. Лучше неправильное решение, чем никакого. Ты не всегда будешь принимать верные решения. Если ты принял неправильное решение, имей достаточно смирения, чтобы признать это, извиниться, если есть такая необходимость, и уверенно идти дальше. Воспитанники могут многое простить вожатому, когда видят, что он умеет признавать свои ошибки. Они будут помогать вожатому, который делает для них все, что может.
  12. Наблюдай за другими вожатыми. Ни один человек не знает ответов на все вопросы, поэтому учись у других вожатых. Наблюдай за тем, как они ведут своих подопечных. Обращай внимание на успешные лидерские решения и используй их в своей группе. Выявляй неэффективные методы руководства и избегай их использования. Оценивай собственные методы и приемы в сравнении с тем, что ты наблюдаешь на примере других, и корректируй свою практику лидера.
  13. Не устанавливай много правил. Везде, где люди собраны вместе, существуют правила. Но правил не должно быть слишком много. Хороший лидер опирается на честные и прямые взаимоотношения, а не на правила.

Итак, ты берешь на себя ответственность, контролируя не других, но себя самого. Цель самоконтроля – так очистить собственную личность, чтобы наши добродетели привлекали других людей. Самоконтроль помогает нам быть смиренными и освобождает нас для того, чтобы служить друг другу с любовью. Самоконтроль вдохновляет нас устанавливать правила поведения для себя самих. Он оберегает нас от того, чтобы устанавливать правила поведения для других. Каждый человек сам должен установить правила, по которым он будет жить. Мудрый лидер подумает дважды, прежде чем устанавливать правило для других.

 

Руководство подопечными

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО

  1. Заранее выучи имя каждого воспитанника и умей его правильно произнести. Определи интересы воспитанников, узнай все об их семьях, установи, кто их друзья. Дай им чувство безопасности.
  2. Подружись со всеми воспитанниками и находи радость в общении с ними. Не делай их своими рабами, но сделай их своими друзьями.
  3. Поощряй развитие правильных взаимоотношений между воспитанниками, при которых все они пользуются равным уважением, всем предоставлены равные возможности и все несут равную ответственность.
  4. Наблюдай за каждым воспитанником и старайся обнаружить его духовные дары, сильные стороны и способности и помогай ему развивать их.
  5. Вдохновляй своих подопечных на то, чтобы быть открытыми и честными, доверять друг другу, помогать друг другу, стремиться к единству, стараться влиться в коллектив, а не обособляться от него, а также быть терпимыми и внимательными к чувствам и желаниям друг друга.
  6. Учи воспитанников дружить. Ни один воспитанник не имеет права испортить впечатление о пребывании в лагере другому воспитаннику или сотруднику.
  7. Поддерживай единство и согласие между всеми работниками лагеря и воспитанниками.


БЫТОВОЕ РУКОВОДСТВО

  1. Вместе с воспитанниками ежедневно убирай и приводи в порядок свои комнаты и прилегающие территории.
  2. Следи, чтобы каждый воспитанник соблюдал правила личной гигиены. Сообщай о любых отклонениях, болезнях и несчастных случаях медсестре или врачу лагеря.
  3. Неустанно ищи новые возможности внести свой вклад в успех всего лагеря..


АДМИНИСТРАТИВНОЕ РУКОВОДСТВО

  1. Прими на себя полную ответственность за каждого воспитанника с момента его появления в группе и до самого отъезда из лагеря.
  2. Будь человеком команды. Относись с уважением ко всем сотрудникам лагеря.


РУКОВОДСТВО АКТИВНЫМ ОТДЫХОМ

  1. Всегда участвуй в спортивных мероприятиях вместе с воспитанниками. Направляй их в ходе занятий спортом. Спортинструктор не отвечает за твоих подопечных. Он поможет тебе в организации спортивных мероприятий, но ответственным за воспитанников продолжаешь оставаться ты.
  2. Овладей как можно более широкими навыками в области организации активного отдыха. Выработай в себе положительное отношение к активному отдыху и умение организовать досуг воспитанников. Изучи правила техники безопасности и приучи себя неуклонно следовать им. Предотвращай несчастные случаи. Научись играть в различные игры и умей обучить им своих подопечных.
  3. Вместе с членами группы ежедневно планируй время активного отдыха и руководи воспитанниками в проведении запланированных мероприятий. Дай им новый опыт.
  4. Ежедневно руководи играми и активным отдыхом воспитанников. Научись быть для них тренером и вовлекать в игру каждого из них. Будь примером того, как строить взаимоотношение между людьми через занятия спортом.
  5. Следи, чтобы каждый член группы имел возможность участвовать во всех спортивных мероприятиях. Наблюдай за воспитанниками и хвали их за хорошее поведение, приложенные усилия и стремление к сотрудничеству.
  6. Учи воспитанников правильно использовать спортивный инвентарь и бережно обращаться с ним.


ЧЕТЫРЕ НАБЛЮДЕНИЯ О ДИСЦИПЛИНЕ

  • Руководство и поведение - Существует прямая связь между руководством и поведением. Чем лучше руководство, тем лучше поведение.
  • Взаимоотношения и дисциплина - Вожатый может начинать процесс дисциплинирования воспитанника только тогда, когда между ними установлены хорошие взаимоотношения.
  • Дисциплина и развитие - Развитие личности может происходить только в условиях дисциплины.
  • Дисциплинарные методы могут быть как правильными, так и неправильными - Плохое поведение имеет свои причины. Однако существуют способы, помогающие исправить плохое поведение. Цель этой главы – помочь тебе понять связь между методами руководства и поведением.

ПРИЧИНЫ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКА

  1. Непоследовательность вожатого.
  2. Неразрешенные конфликты в жизни вожатого.
  3. Недостаток руководства со стороны вожатого.
  4. Избыточное руководство: вожатый злоупотребляет контролем.
  5. Скука. Программа не соответствует возрасту воспитанника, чересчур напряженная или вялая, слишком много свободного времени, в программе мало разнообразия.
  6. Неуместные или ненужные правила.
  7. Отсутствие у вожатого опыта или мудрости.
  8. Неоправданные ожидания: не попал в группу с другом; не может делать в лагере то, зачем приехал.
  9. Дурное влияние: кто-то подталкивает его к плохому поведению. Возможно, один воспитанник угрожает другому.
  10. Межличностные конфликты.
  11. Недостаток отдыха.
  12. Неприятие со стороны других членов группы или вожатого.
  13. Домашние проблемы, которые беспокоят воспитанника.
  14. Плохое воспитание.
  15. Враждебность.
  16. Недостаток уважения к себе.


ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ДИСЦИПЛИНОЙ ВОСПИТАННИКОВ (ПРОФИЛАКТИКА ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ)

  1. Уважай своих воспитанников.
  2. Контролируй себя, а не других.
  3. Строй взаимоотношения с каждым воспитанником. Никогда не применяй дисциплинарных мер к воспитаннику (или кому-либо еще), если у тебя нет с ним взаимоотношений. Дисциплина без взаимоотношений приводит к бунту. Не заводи любимчиков. Развивай личные взаимоотношения со всеми воспитанниками, а не с избранными.
  4. Определи четкие границы. Воспитанники должны знать и понимать, чего от них ожидают. Они должны знать, каковы будут последствия, если они поведут себя вопреки этим ожиданиям. Правила хороши, когда их немного, когда они понятны, когда их объясняют заранее и когда добиваются их выполнения.
  5. Будь последователен. Воспитанники очень чутко относятся к проявлениям несправедливости. Наказав Андрея за сквернословие, ты должен применить такие же дисциплинарные меры по отношению к Ивану, если он тоже будет сквернословить.
  6. Бери ответственность на себя, руководи. Если ты не сделаешь этого, твое место займет один из воспитанников, а тебя захлестнет волна плохого поведения. Причиной этого будет только недостаток руководства с твоей стороны. У тебя всегда должна быть программа действий, с которой в удобный момент следует познакомить и воспитанников. Ты должен знать, чего хочешь добиться и как этого достигнешь. Твои воспитанники должны видеть в тебе авторитетного человека.
  7. Поощряй ответственность. Предоставь воспитанникам возможность вносить личный вклад в общее дело и принимать самостоятельные решения. Всегда, когда это возможно, предоставляй право выбора воспитанникам. Побуждай их предлагать свою помощь и давай им задания в соответствии с их способностями.

 

Пять основных потребностей личности

 

Пять основных потребностей личности Мы становимся подобны людям, с которыми общаемся. Их личности отражаются в нашей личности. Роль вожатого в развитии личности его воспитанника состоит в том, чтобы дать ему:

  • УВЕРЕННОСТЬ
  • НОВЫЙ ОПЫТ
  • ЛЮБОВЬ
  • ПРИЗНАНИЕ
  • СИЛУ

У каждого из нас есть пять основных потребностей: потребность в уверенности, новом опыте, любви, признании и силе. Когда эти потребности восполняются, мы становимся гармоничными людьми.

КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАННИКУ ОБРЕСТИ ЧУВСТВО УВЕРЕННОСТИ

  1. Знай имя воспитанника и научись правильно произносить его как можно раньше.
  2. Обращаясь к воспитаннику, всегда устанавливай с ним зрительный контакт.
  3. Предупреждай воспитанника в почтительности. Всегда разговаривай с ним вежливо и с уважением. Никогда не допускай неуважительных слов и даже мыслей в адрес воспитанника.
  4. Выполняй все данные воспитаннику обещания и обязательства.
  5. Отстаивай его права, защищай его достоинство, заботься о его безопасности, а также обеспечь ему физический и эмоциональный комфорт:
  • не допускай кличек и насмешек в его адрес;
  • не позволяй одному воспитаннику осуществлять несанкционированный тобой контроль над другим;
  • увещевай воспитанника и корректируй его поведение, когда он угрожает другому воспитаннику;
  • побуждай каждого воспитанника выполнять свои обязанности по содержанию комнаты в чистоте и порядке и вносить свой вклад в созидание благоприятной атмосферы в группе.
  1. Бери ответственность на себя. Во всех обстоятельствах веди группу воспитанников, не подавляя их инициативы. Способствуй хорошему и предотвращай плохое.
  2. Применяй дисциплинарные меры с любовью: проявляй при этом уважение, самоконтроль и сострадание. Наказание используй для исправления дурного поступка, а не для того, чтобы расквитаться, отомстить или излить свой гнев.
  3. Всегда будь справедлив. Помни, что у подростка обостренное чувство справедливости и, если он посчитает, что ты или кто-то другой поступил по отношению к нему или к другому воспитаннику несправедливо, он воспримет это очень болезненно.
  4. Будь последователен. С первого дня установи в группе определенные правила и порядки и придерживайся их на протяжении всей смены.
  5. Из уважения к администрации лагеря соблюдай все установленные правила, даже те, с которыми ты не согласен.
  6. Радуйся каждому воспитаннику. Гордись им. Наладь с каждым воспитанником личные взаимоотношения. Говори ему обо всем хорошем, что ты в нем замечаешь.


КАК ДАТЬ ВОСПИТАННИКУ НОВЫЙ ОПЫТ

  1. Уважай воспитанника и радуйся ему. Это побудит его отвечать взаимностью. Радость общения, взаимное уважение, доброта и тактичность в поступках, стремление вовлечь других членов группы во все мероприятия лагеря – для каждого из семи твоих воспитанников это будет незабываемый опыт общения со сверстниками!
  2. При помощи упражнений на доверие подними взаимное доверие воспитанников на новый уровень.
  3. Направляй воспитанников. На собственном примере показывай им, как можно видеть в жизни хорошее.
  4. Исследуй окружающий чудесный мир: лес, море, реку, болото, ночное небо, тучи и многие другие загадки природы. Расширь их познания.
  5. Помоги воспитанникам сделать что-то, чего они раньше никогда не делали, и научи их делать это хорошо.
  6. Оглянись вокруг и постарайся увидеть, какие возможности для приобретения воспитанниками нового опыта таит территория вашего лагеря. Спроси своих подопечных, что хотели бы сделать они.


КАК ДАТЬ ВОСПИТАННИКУ ЛЮБОВЬ

  1. Тон твоего голоса должен передавать тепло, дружелюбие и доброту, и воспитанники услышат в твоих словах уважение и признание.
  2. Наладь личные взаимоотношения с каждым воспитанником. Расскажите друг другу о своих личных переживаниях, мечтах, о том, что вы цените и что вам нравится.
  3. Обращайся с воспитанниками так, как ты хочешь, чтобы они обращались с тобой.
  4. Развивай в себе способность наблюдать за воспитанниками, слушать, что они говорят, и делать выводы на основе своих наблюдений.
  5. Не суди их. Не допускай, чтобы их ошибки влияли на твое отношение к ним. Прощай их и признавай собственные ошибки.
  6. Важную роль играет физический контакт. Похлопай воспитанника по спине, сделай «дай пять!», пройди, держа его за руку, обними его, положи руку на плечо, поприветствуй крепким рукопожатием – все это знаки признания, одобрения и близости, уместные в подходящий момент и в подходящих обстоятельствах.
  7. Будь с ними и для них. Близость удовлетворяет эмоциональные потребности человека. Восполняй чувства воспитанников.


КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАННИКУ ОБРЕСТИ ПРИЗНАНИЕ

  1. Подмечай все хорошее, что делают твои воспитанники, и хвали их за это.
  2. Отмечай старание воспитанников.
  3. Признавай достижения воспитанников.
  4. Хвали за участие.
  5. Отмечай дни рождения.
  6. Признавай хорошее отношение.

Помоги каждому воспитаннику обнаружить, что у него хорошо получается, и скажи ему: «Молодец!». Ты увидишь, как возрастет его чувство собственного достоинства, желание следовать за тобой и помогать тебе.


КАК ПОМОЧЬ ВОСПИТАННИКУ ОБРЕСТИ СИЛУ

  1. Допускай и поощряй разнообразие мнений.
  2. Посоветуй им составить правила вашей группы: критерии чистоты и порядка, что можно и чего нельзя делать во взаимоотношениях друг с другом, порядок приглашения и приема гостей, правила совместной работы.
  3. Давай им возможность принимать решения: в какую игру играть, чем заниматься в свободное время, каков будет порядок отхода ко сну.
  4. Наделяй их ответственностью.
  5. Предоставляй им возможность проявить себя в качестве лидера. Не проводи сам тех мероприятий, которые могут организовать и провести твои подопечные.
  6. Учи их идти на обдуманный риск.
  7. Поощряй самовыражение и изобретательность. Учи их мечтать, ставить цель, составлять план и выполнять его.

Сила личности проявляется в здравом чувстве уверенности и контроле над собой. Этой силой нужно управлять. Имей достаточно смирения, чтобы позволить воспитанникам сделать что-то самостоятельно. Имей достаточно мудрости и не стой на их пути, чтобы они могли вырабатывать собственные идеи; но всегда будь готов прийти на помощь, чтобы у них не опустились руки или они не попали в глупое положение. Если же ты будешь довлеть над ними, настаивать, чтобы они всегда ждали твоих указаний, они впадут в уныние, депрессию и будут чувствовать себя неудачниками. Контроль над другими людьми разрушает взаимоотношения и препятствует достижениям.

Если ты будешь руководить своей группой так, чтобы были восполнены потребности каждого воспитанника в уверенности, новом опыте, любви, признании и силе, – ты можешь стать их героем. Они будут любить то, что любишь ты. Они будут тебя уважать. Они будут тебя слушать. Они научатся любить. Многие из них оживут духовно и будут являть пример во взаимоотношениях с окружающими.

Взаимоотношения – это то, что происходит (или не происходит) между людьми. Мы говорим о хороших взаимоотношениях и о плохих взаимоотношениях. Когда нашим поведением управляют ненависть, чувство вины, ожесточение, эгоизм, гордость, враждебность, зависть, неверность и своеволие, мы строим плохие взаимоотношения. Когда же нашим поведением движет любовь, мир в душе, всепрощение, бескорыстие, смирение, доброта, щедрость, преданность и послушание, мы создаем хорошие взаимоотношения.

 

От разума к сердцу

 

Если ты хочешь чему-то научить воспитанников, ты должен понимать, каким образом они усваивают знания.

  1. Путь к добродетельной жизни ребят в лагере лежит через признание ими своего вожатого в качестве авторитета. Мы должны основывать на этом свои мысли и поступки. И мы должны полностью отдавать себя исполнению этого принципа.
  2. Воспитание требует полного посвящения. Запомни этот принцип. Быть вожатым вполсилы - значит не быть вожатым вообще. Когда ты примешь решение полностью и более не пожелаешь ничего иного, - тогда празднуй посвящение. Праздник посвящения - лишь малый этап того пути, которым второй принцип обучения и воспитания переходит из твоего разума в твое сердце. То, что в сознании нашем, мы можем забыть, но то, что в нашем сердце, становится нашим естеством. И тогда мы сами стремимся поступать так, а не иначе, и нам не нужно напоминать об этом. Наши поступки выявляют нашу сущность, показывают, каковы мы в действительности. Ты, конечно, спросишь: <Что же я должен делать, чтобы превратить сознательно принятую мной истину в частицу моих эмоций, сердца и воли?> Ответить на этот вопрос просто, выполнить же нелегко. Просто будь хорошим Человеком.
  3. Дети учатся, глядя на нас. Из этого сделать следующие выводы:

(А) Лучше всего дети учатся, наблюдая за взрослыми. Система ценностей ребенка и его постоянные привычки формируются под влиянием примера взрослых и того отношения к себе, которое он видит со стороны взрослых.

(Б) Где бы мы ни были и что бы мы ни делали, всегда можно найти подходящее место и время для того, чтобы являть собой пример для ребят. Многие люди думают, что лучшее место для воспитания детей - официальное заведение: школа или еще что-нибудь. На самом деле это не так. Самое большое влияние мы оказываем друг на друга, находясь в непринужденной обстановке. Занимаясь своими обычными ежедневными делами, мы показываем, каковы наши ценности, приоритеты, личностные качества и взгляды. Когда мы живем по вере, мы являем ее окружающим в каждой жизненной ситуации и тем самым учим ей наших детей. Дети видят, как мы переживаем успех и неудачу, справедливость и несправедливость, как мы работаем и как отдыхаем, каковы мы в гневе и в радости, как мы распоряжаемся свободой и как реагируем на ее ограничение. И они впитывают наш стиль жизни. Об этом очень хорошо сказано в стихотворении <Что ребенка окружает, тому он и учится>. Тебе полезно будет выучить это стихотворение.

  1. Истина должна быть выражена словесно. За нашими поступками должна следовать рефлексия нашей деятельности. Мы должны хранить наши принципы в своем сердце. И речь идет не только о правилах человеческого общежития. Речь идет обо всем, что для нас, сознавая нас. Умение ловить и использовать <обучающие моменты>, умение заговорить о общечеловеческих принципах в связи с только что происшедшим событием, - это искусство, которое приходит к нам, когда мы поступаем по духу своих принципов.
  2. Успеху обучения способствуют наглядные пособия. Дети учатся тому, что они слышат и видят. Предметы, которые украшают стены нашего жилища и наши тела, подтверждают то, во что мы верим, в кого мы верим, что движет нами, на кого мы стремимся походить. Мы должны помнить об этом тогда, когда надеваем украшения или футболки с надписями и украшаем комнаты. Ребята просто подражают поведению своих вожатых. Утаить свою сущность от детей невозможно. Достоинства вожатого часто становятся достоинствами его подопечных, а его слабости - их слабостями. Вожатый, который проявляет уважение к воспитанникам, учит и их уважать друг друга. Вожатая, которая уклоняется от участия в игре в волейбол, учит непослушанию и своих воспитанниц. Вожатая, которая помогает своим подопечным, учит и их помогать друг другу. И так - каждый день, начиная с той минуты, когда ты встаешь утром, до самого вечера, пока ты не ляжешь спать. Порой ты будешь поступать так совершенно естественно, не задумываясь, иногда же - основательно поразмыслив о том, как следует поступить в данном случае.

Резюмируя - Поведение подопечных в большой степени определяется поведением их вожатых.

Что делает хороший вожатый, чтобы помочь общечеловеческим ценностям перейти из разума воспитанников в их сердце?

  1. Соблюдает их сам всем своим сердцем, всей душой и всеми силами своими.
  2. Объясняет жизненные принципы применительно к любой и каждой жизненной ситуации.
  3. Во всем являет пример следования этим принципам. Он действует и учит тому, что озвучил.
  4. Использует внешние атрибуты в своей одежде и в убранстве своего жилища в напоминание себе и другим об этом.

 

Я слышу, и я забываю.

Я вижу, и я запоминаю.

Я делаю, и я понимаю.


Вопросы для изучения и обсуждения

  1. Как перенести свои общечеловеческие принципы в свой разум?
  2. Что позволяет перенести их из разума в сердце?
  3. Как ты можешь приготовить свою комнату в лагере к приезду воспитанников, чтобы исполнить принципы воспитания?
  4. Кто из взрослых повлиял на тебя, когда ты был ребенком? Как они повлияли на тебя? Что они делали?
  5.  

ЧТО РЕБЕНКА ОКРУЖАЕТ, ТОМУ ОН И УЧИТСЯ

Если ребенок живет в окружении критики,

Он учится осуждать.

Если ребенок живет во враждебном окружении,

Он учится враждовать.

Если ребенок живет в окружении насмешек,

Он учится быть замкнутым.

Если ребенок живет среди тех, кто его обвиняет,

Он учится комплексовать.

Если ребенок живет в обстановке терпимости,

Он учится быть терпеливым.

Если ребенок живет, получая ободрение,

Он учится уверенности.

Если ребенок живет среди тех, кто хвалит его,

Он учится ценить других сам.

Если ребенок живет в обстановке беспристрастности,

Он учится быть справедливым.

Если ребенок живет, имея чувство безопасности,

Он учится доверять.

Если ребенок живет, чувствуя одобрение,

Он учится уважать себя.

Если ребенок живет в обстановке дружбы и добра,

Он учится видеть в мире любовь.

Стили лидерства

Для того чтобы хорошо организовать то или иное дело, лидеры пользуется самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекают своим примером.

В общем у каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой стиль организации дела.

Существует несколько взглядов на классификацию стилей работы. Мы хотим привести Вам две такие классификации.

А.Н. Лутошкин выделяет такие стили работы лидера:

1. «Разящие стрелы» Приказывающий, требующий настаивающий. Лидер единолично принимает решения, настойчиво добивается его решения.

2. «Возвращающийся бумеранг» Советуется с участниками организуемого дела. Учитывая их мнение, организатор принимает решение и начинает действовать. Однако он не забывает советоваться с участниками, коллективно обсуждать итоги, оценивая вклад каждого.

3. «Снующий челнок» Уговаривающий, Просящий, компромиссный. Такой организатор стремится к компромиссу на любой основе, лишь бы приглушить конфликт и оставаться удобным для всех.

4. «Плывущий плот» Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Эти организаторы предпочитают плыть по течению, не беспокоясь, куда их вынесет.

Мы бы хотели предложить вам еще одну классификацию стилей лидерства. Она разработана американским клубом «4H». Они выделяют три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Немногие руководители использую только один стиль. Многие переключаются с одного на другой, в зависимости от группы и ситуации.

1Авторитарный стиль руководства

Авторитарное лидерство концентрируется вокруг одного человека. Лидер обладает полной властью, ответственностью за группу. Этот человек доминирует в группе, устанавливает дисциплину и требует послушания. Правила поведения устанавливаются только одним человеком - лидером. Философия автократии состоит в том, чтобы лидер знал все и члены группы безоговорочно следовали за ним. Есть негативные и позитивные аспекты авторитарного стиля.

Позитивные аспекты:

1. Эффективность с точки зрения экономии времени.

2. Многообразие информации, которая может быть определена в короткий период времени.

3. Удачный способ для новых лидеров апробировать в начале работы различные стили руководства.

4. Необходимость использования этого стиля в ситуации физической опасности для членов группы.

5. Высокая результативность при большом объеме работы.

6. Эффективность в работе с большими группами.

Негативные аспекты:

1. Однообразие, отсутствие интереса в группе (от предопределенности действий педагога).

2. Возможность агрессивного поведения лидера; то же - у детей в ответ на его действия.

3. Сокращение поля активного вовлечения в деятельность членов группы.

4. Возможность сформирования у детей отрицательных чувств, что может привести к роспуску группы.

5. Авторитарный стиль - не самый лучший стиль обучения.

Однако не все отрицательно в работе лидера, предпочитающего авторитарный способ воздействия. Этот стиль может быть использован в следующих случаях:

- в работе с новой группой, когда необходима перемена стиля и отношений с группой после привычных способов взаимоотношений между детьми и взрослыми;

- ситуация опасности, в том числе и для персонала;

- когда есть проблема контроля, особенно при перемещении групп;

- неприятие группой новой информации;

- большой численный состав группы;

- члены организации не проинформированы об определенной теме встречи.

2. Либеральный стиль руководства (лидерства)

Этот стиль используется, когда лидер дает дополнительную свободу группе для разрешения проблемы. Это - полная противоположность авторитарному лидерству; группа несет полную ответственность. Лидер обеспечивает группу материалами и ресурсами для занятий и принимает участие в руководстве, когда его об этом просят. Этот стиль дает свободу в управлении и принятии решений, а также в достижении цели.

Позитивные аспекты:

1. Зависимость от принятия решений.

2. Умеренный контроль со стороны руководства.

3. Ограниченность времени для подготовки, необходимого лидеру.

4. Наличие у группы ответственности и свободы решений и действий.

Негативные аспекты:

1. Ограниченность действий педагога без группы.

2. Трудности в достижении всеобщего согласия.

Либеральный стиль используется лидером в следующих случаях:

- когда члены группы имеют опыт, необходимый для принятия решения;

- когда необходимо развивать общительность без вмешательства лидера.

Лидеру следует использовать данный стиль руководства осторожно, убедившись, что у группы есть опыт для того, чтобы выполнять задания успешно. Новому лидеру лучше не использовать этот стиль, пока он (или она) не почувствует общность с группой и ее целями.

3. Демократический стиль руководства

Это наиболее распространенный стиль руководства. Его труднее всего выбрать, но он наиболее эффективен по отношению к членам группы. Руководитель помогает им выработать средства для принятия решений.

Лидер поощряет взаимодействие членов группы - приобретение чувства защищенности и уверенности в себе. Лидер постоянно ищет возможности для привлечения членов группы к руководящим ролям. Этот тип лидера ориентирован на людей, помогает членам группы раскрыть свой потенциал.

Положительный аспекты:

1. Расширение возможности членов группы участвовать в руководстве.

2. Привлечение членов группы к принятию решений и учету.

3. Достижение лучших результатов благодаря активности всех членов группы.

Негативные аспекты:

1. Наиболее сложный стиль для использования лидером.

2. Большая затрата времени в связи с тем, что принятие решения членами группы может быть длительным.

Опытный руководитель группы будет использовать демократический стиль руководства по мере возможности, поскольку предполагает терпение и практику, пользуется популярностью у тех руководителей, которые открыты людям, терпеливы, гуманны и гибки.

Лидер будет оценивать ситуацию в группе и использовать сочетание авторитарного, либерального и демократического стилей.

Эффективная деятельность лидера зависит от его личностных и профессиональных качеств, состава группы и типа деятельности, в которой участвует группа. Лидер будет наиболее эффективен тогда, когда он адоптирует свои слова и действия к способностями и уровню группы и ее членов. Т.е. выбор того или иного стиля руководства зависит во многом от уровня развития данного коллектива.

Из таблицы видно, что пока кто-нибудь чувствует неуверенность в способности достигать цели, он нуждается в руководстве и поддержке лидера. Одна из наиболее важных граней лидерства - это способность помочь другим развить их личные качества.*

Уровень развития группы/личности

Стиль лидерства

Низкая способность

Высокая мотивация

Руководство. Говорите, что делать

Некоторые способности

Низкая мотивация

Тренерство. Говорите что делать. Хвалите больше.

Высокие способности

Переменная мотивация

Поддержка, похвала, слушание

Высокая способности

Высокая мотивация

Делегирование, передайте ответственность другому

А.Н. Лутошкин выделяет следующие стадии развития коллектива:

  • · «Песчаная россыпь» В таком коллективе каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в тоже время все отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знакомы, или просто не решаются, а может и просто не хотят пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, нет общих дел. Отсутствие твердого, четкого авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

  • · «Мягкая глина»В группе находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.
  • · «Мерцающий маяк» Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудится сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, - организаторы, актив. Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодоление трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллектива, но и в целом в школе (организации). Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
  • · «Алый парус» Здесь действуют по принципу «один - за всех, все – за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью.

У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигает неудача. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних отрядах, коллективах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

  • · «Горящий факел» Ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делая все, чтобы принести пользу людям.

Не всегда скорость движения коллектива по этой лестнице зависит от возраста его членов. В большей степени это зависит от самого организатора и, главное, от выбранного им стиля руководства на той или иной стадии развития коллектива.

3. Профессиональные и личностные качества вожатого (занятие 8)

Во время одной организационно-деятельностной игры, проводимой на Слете московских вожатых в 1998г. студентам в качестве задания было предложено, исходя из сложившихся собственных взглядов, дать своё определение понятию «вожатый».

И вот какие мнения в процессе активно развернувшегося обсуждения были высказаны ребятами:

«Вожатый - это хороший друг и товарищ для детей. Он поможет в любой возможной ситуации и отнесётся к вам со всей душой;

- это лидер;

- организатор детского досуга;

- друг и помощник детей;

- «ящик» с советами и играми;

- «жилетка», в которую можно поплакать;

- добрый, отзывчивый, понимающий психолог, спасатель;

- остроумный и симпатичный;

- человек, способный найти взаимопонимание с детьми, читать в их душах без слов.

Вожатый - это состояние души».

Этот список можно продолжать почти до бесконечности. Важно то, что все определения справедливы и, в целом, наверное, достаточно и полно характеризуют это понятие, эту профессию.

В данной главе предметом нашего особого интереса и анализа будет являться рассмотрение личностных качеств вожатого, отдельных особенностей его профессиональной деятельности, а также необходимости владения специальными знаниями, навыками и умениями с позиций психологии личности, психологии и социологии управления, педагогики, теории социального лидерства.

Как уже отмечали ребята, вожатый — это тот, кто ведёт за собой. Он лидер, руководитель, организатор деятельности своей организации.

Очевидно, что личность вожатого и его профессиональные (деловые) качества играют при этом решающее значение. Выявление и анализ личностных способностей вожатого как руководителя имеют большое значение не только для педагогической работы с детьми, но и для успешного осуществления им в настоящем и будущем разноплановой управленческой деятельности.

Какими же из них должен обладать этот руководитель? Этой проблеме посвящены многочисленные исследования педагогов, психологов, социологов. Исследователи, специализирующиеся на изучении данной проблемы, традиционно выделяют общие и специальные способности.

Общие способности - те, которые обеспечивают успешное овладение человеком многими видами деятельности.

Специальные способности — те, которые обеспечивают человеку успех в каком-либо одном виде деятельности (например: литературные, музыкальные и другие).

Отечественный учёный Л.И. Уманский, внёсший большой вклад в разработку проблематики управления учебной и внеучебной деятельностью детей школьного возраста, выделял общие и специфические, способности умелого организатора.

Остановимся на них более подробно:

Общие способности личности организатора (такие, которые встречаются и у людей, не являющихся хорошими организаторами):

  • · практичность ума способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации;
  • · общительность (коммуникативность) — открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми;
  • · инициативность — творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.;
  • · настойчивость - умение доводить дело до конца;
  • · самообладание - управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации;
  • · работоспособность - способность длительное время работать без признаков усталости;
  • · наблюдательность - умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали;
  • · организованность - умение подчиняться определённому ритму работы и планировать свою деятельность.

Специфические организаторские способности – те, которые необходимы для работы с детьми, Л.И. Уманский подразделял на три группы:

1. Организационное чутьё.

2. Эмоционально-волевая воздейственность.

3. Склонность к организационной деятельности.

В первую группу в свою очередь входят три компоненты:

1.Психологическая избирательность, понимаемая как способность быстро и глубоко вникать в психологию другого человека и «отражать» её, умело, изменяя тон и форму общения, средства и методы воздействия адекватно ситуации.

Одним из важных показателей психологической избирательности является эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека. Способность «вчувствоваться» в его переживания, понять, ощутить его состояние, сопереживание.

Вожатый - руководитель, обладающий развитой психологической избирательностью, хорошо представляет, каких результатов можно ожидать от деятельности того или иного ребенка и не даёт детям поручений и заданий, с которыми они не готовы или не способны справиться. Он правильно оценивает состояние ребёнка, понимает его душевную и физическую боль, радуется вместе с ним.

2. Практически-психологический ум - способность руководителя учитывать индивидуально-психологические особенности каждого человека с целью повышения эффективности деятельности.

Для вожатого это качество проявляется в умелой расстановке ребят при подготовке коллективных дел и других ситуациях. Оно выражается в грамотном распределении обязанностей между членами команды, в способности быстро ориентироваться в ситуациях, требующих применения знаний детской и подростковой психологии, умении подбирать интересные для детей игры и задания.

3. Психологический такт - умение быстро находить приемлемую в данных условиях форму общения с людьми в зависимости от их психологических особенностей и эмоционального настроя. Выбирать и реализовать на практике тип и форму общения с людьми в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности каждого члена коллектива. При этом: справедливость, чуткость, выдержанность, объективность подхода в любой ситуации - это те качества, которые дети ценят как никто другой.

Во вторую группу (эмоционально-волевая воздейственность) входят общественная энергичность, требовательность и критичность. Рассмотрим их более подробно:

1) Общественная энергичность понимается, как способность заражать своей энергией других людей, используя самые разнообразные педагогические и психологические средства, приёмы воздействия и методы влияния на них. И, прежде всего – личный пример.

Эффект воздействия зависит от того, какие механизмы воздействия используются. Наиболее известные из них заражение, внушение и убеждение.

Можно выделить пять характерных ступеней процесса влияния на людей :

Iступень.Расположить к себе:

  • · контакт;
  • · внимание;
  • · симпатия;
  • · готовность к разговору.

IIступень.Заинтересованность:

  • · представить выгодные стороны;
  • · пробудить и усилить интерес;
  • · определить взаимную заинтересованность.

IIIступень.Убедить:

  • · логика;
  • · аргументация;
  • · обоснование;
  • · деловитость.

IVступень. Воздействовать:

  • · активность;
  • · искусство убеждения;
  • · мотивирование.

Vступень. Завоевать:

  • · достоверность;
  • · непоколебимость;
  • · доверительные отношения (как высшее достижение).

Теперь рассмотрим вторую составляющую группы эмоционально-волевой воздейственности:

2) Требовательность — характеризуется постоянством и реальностью проявления конкретных требований, связанных с соблюдением установленных правил с учётом складывающейся ситуации.

Если вожатый выдвигает какие-либо требования в адрес ребенка, он должен их постоянно подкреплять последующими действиями: контролировать их соблюдение, анализировать причины нарушения и, если этого требует ситуация, применить меры воздействия к нарушителю. Но в то же время, прежде чем выдвигать требования - он должен оценить конкретную ситуацию и реальность их выполнения в сложившихся условиях.

Требования должны быть выполнимыми и разумными.

3) Критичность - способность анализировать и максимально объективно оценивать деятельность и поведение как собственное, так и других людей.

При критичном в работе с детьми подходе требуется доброжелательность, искренность, объективность суждений и поступков вожатого.

В третью группу специфических организаторских способностей (склонность к организаторской деятельности) входят:

- самостоятельное включение в деятельность;

- быстрое вхождение в роль организатора;

- умение нести ответственность за собственные действия и действия других людей.

Поскольку вожатый является одновременно и воспитателем, и руководителем детского коллектива — то представляется целесообразным описать здесь черты, обуславливающие эффективность руководства, которые выделяет современный психолог Р.Л. Кричевский.

К ним, прежде всего, относятся:

  • · доминантность;
  • · уверенность в себе;
  • · эмоциональная уравновешенность;
  • · стрессо-устойчивость;
  • · креативность;
  • · стремление к достижению цели:
  • · предприимчивость;
  • · ответственность;
  • · надёжность в выполнении заданий;
  • · независимость и общительность.

Остановимся более подробно на некоторых из них.

Под доминантностью понимается стремление руководителя влиять на своих подчинённых, преобладать над ними, над их мнением (до определенного уровня, иначе формируется авторитарный стиль руководства).

При отсутствии доминантности эффективно управлять людьми достаточно трудно. Для реализации этого качества мало одной лишь опоры на официальную, формально закрепленную власть. Наряду с этим, влияние руководителя - вожатого также должно опираться на систему неформально организованных психологических связей, сложившихся у него непосредственно с каждым ребенком, с активом и детским школьным коллективом в целом.

Только в этом случае он может рассчитывать на искреннюю поддержку со стороны своих подопечных и результативное взаимодействие с ними.

Уверенность в себе. Имеет для вожатого двоякое значение: с одной стороны, она обеспечивает психологический комфорт детей, так как в соответствии с описанным ранее механизмом заражения, неуверенное поведение вожатого передается детям и вызывает в них чувство дискомфорта и нестабильности, а с другой - необходима для его успешного, паритетного взаимодействия с руководством и со своими коллегами.

Однако эта «медаль» может иметь и обратную сторону. Быть «уверенным в себе» не означает быть излишне самоуверенным. При таком подходе вожатый может совершить немало грубых и не всегда поправимых ошибок. Во всём, в том числе и при определении собственной самооценки и своих возможностей, необходим здравый смысл и чувство меры.

Креативность. Рассматривается как способность к творческому решению задач. Для вожатого особенно важно подходить к организации деятельности творчески, с учётом ситуации, особенностей характеров детей и их личностных качеств. Творчески - значит больше включать в действие фантазию и воображение, ориентироваться на интересы, умело «ломать» стереотипы, уходить от шаблонов, поступать в каждой ситуации с учётом её новизны и индивидуальности. Для творческого, ориентированного на получение высоких результатов, подхода к деятельности важно не только осознавать поставленную цель, но и комплексно, многосторонне представлять ситуацию, в которой эта цель реализуется. Здесь, видимо, полезно и уместно, вспомнить о том, что знаменитый древнеримский оратор Цицерон для описания какого-либо события или ситуации, требующих решения, предложил схему в виде следующей последовательности вопросов:

Кто? ——-Что?——Чем? —— Почему, зачем? —— Как? —-- Когда? —— Где?

(субъект) (цель) (средство) (мотив) (способы) (время) (место)

Препятствует успешному творческому процессу приверженность к использованию привычных, традиционных способов, стереотипность, страх, боязнь ошибки, и, конечно же, физическая, интеллектуальная, эмоциональная напряженность и усталость.

Табу вожатого

  • · НЕ позволяй себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков че­ловека в присутствии детей.
  • · НЕ допускай оскорблений по отношению к детям со стороны других детей.
  • · НЕ навязывай детям свою волю.
  • · НЕ держись изолированно от детей.
  • · НЕ проявляй самоуправства в моменты неподчине­ния.
  • · НЕ создавай стрессовых ситуаций для детей и кол­лег.
  • · НЕ будь безразличным к недисциплинированности детей.
  • · НЕ занимайся своими личными делами в рабочее время.
  • · НЕ слушай только себя.
  • · НЕ позволяй равнодушного отношения к детям.
  • · НЕ потакай ленивым.
  • · НЕ пытайся выяснить что-либо с помощью силы.
  • · НЕ веди беседы на запрещенные темы в присутствии детей.
  • · НЕ срывай свое плохое настроение на детях.
  • · НЕ командуй.
  • · НЕ унижай детей и не смейся над ними.

НЕЛЬЗЯ: запрещать что-либо, а потом это же позволять; быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным, появляться перед детьми в неопрятной одежде.