Тема 8. Вожатый и время

ТРУДОВЫЕ ЦЕННОСТИ В ПОКОЛЕНЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ: СРАВНЕНИЕ ПОКОЛЕНИЙ Х, У И Z

 

Мы живем в XXI веке – веке высоких технологий и стремительного развития. Мир вокруг нас изменяется, и преобразования затрагивают все сферы нашего общества. Кто-то стремится идти в ногу с инновациями, кто-то, наоборот, придерживается консервативной позиции. То, какую стратегию поведения выбирает человек в изменяющихся условиях, зачастую зависит не только от личных убеждений, но и от таких факторов, как социальное окружение, воспитание, принадлежность к поколению.

Проблема «отцов и детей» существует в нашем мире давно, и вопрос взаимопонимания между поколениями регулярно поднимается в различной литературе, как художественной, так и научной. И в современном мире разрыв между поколениями становится все более заметным, так как кардинально меняются условия, при которых растут и воспитываются представители разных поколений. Это, несомненно, оказывает значительное влияние на их ценности и установки: меняется мышление, образ жизни, отношение людей к отдыху и труду.

Многие утверждают, что представители разных поколений с трудом понимают друг друга, ведь выросли в кардинально отличающихся условиях. Считается, что молодое поколение, которое выходит сейчас на рынок труда, имеет другие трудовые ценности, другие требования к работе и другие ожидания.

Но действительно ли представители разных поколений значительно отличаются друг от друга в вопросе трудовых ценностей? Ответим на этот вопрос, рассмотрев современные исследования по этой теме.

X, Y, Z – кто это такие?

В 1991 году американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус опубликовали книгу о теории поколений, в которой описали свои идеи о том, что примерно каждые 20 лет в мире происходит смена поколений, на «арену» выходят люди с новыми ценностями, новым складом ума, которые обладают другими жизненными траекториями.

В последнее время теория поколений приобрела популярность, и часто мы можем слышать упоминания о поколениях X, Y и Z, которые на данный момент являются наиболее активными работниками и потребителями экономических товаров и услуг.

Что это за поколения? Что отличает их друг от друга? Попробуем разобраться.

Определение границ поколений – непростая задача. Некоторые ученые устанавливают их, основываясь только на временных промежутках, то есть отталкиваясь от года рождения, кто-то делает упор на схожих ценностях и установках, общности условий воспитания. Стоит отметить, что большое влияние на процесс определения поколений оказывают социальные, культурные и экономические условия, которые могут сильно различаться в разных странах. Какое-либо поворотное событие, влияющее на процесс развития общества, может происходить в разных странах с разницей в десятилетия. Так, например, широкое распространение Интернета происходило в Америке в 90е годы прошлого века, а в нашей стране началось только в новом тысячелетии. Очевидно, что такие значимые события оказывают воздействие на развитие общества и проводят границы между поколениями.

Таким образом, границы поколений X, Y и Z не определены стабильно и несколько варьируются в зависимости от стран и подходов ученых. Итак, определим основные характеристики представителей поколений X, Y, Z.

Поколение X – это поколение людей, родившихся после 1965 года. Верхняя граница поколения варьируется у разных авторов, некоторые ученые устанавливают ее на уровне 1976 года, другие говорят о 1980 или 1984 годе.

Американские ученые говорят о людях этой эпохи как о «потерянном поколении». В то время в Америке началась «эпоха разводов», и на многих людей это семейное событие оказало большое влияние. В России годы взросления представителей поколения X выпали на годы перестройки, и эта эпоха оказала важное воздействие на формирование личностей. Для поколения Х характерен высокий уровень скептицизма, социального и политического безразличия, безынициативности, но в то же время, они являются очень образованным и грамотным поколением. В сравнении с предыдущим поколением, которое привыкло действовать сообща, представители иксов нацелены на упорную работу и индивидуальный успех. Они привыкли строить свою карьеру на протяжении всей жизни, постепенно двигаясь в выбранном направлении.

Поколение Y, которое также называют сетевым поколением или поколением миллениалов, родились примерно с 1985 по 1995 год. Характерной особенностью этого поколения можно назвать широкое распространение Интернета, поп-культуры, мобильной связи в период их взросления, что оказало большое влияние на их ценности и установки. Игреки привыкли постоянно находиться на связи, для них важна коммуникация, сотрудничество, кооперация. Они не готовы провести всю жизнь на одном месте, стремятся к разнообразию работы, поэтому готовы к обучению и переобучению в течение жизни. Игреки характеризуются большей гибкостью, они быстро подстраиваются под изменяющиеся условия, но, в то же время, меняют условия сами, они готовы диктовать свои правила, если видят, что это принесет большую пользу и повысит эффективность.

Существуют и другие точки зрения, некоторые утверждают, что игреки привыкли потреблять: информацию, поп-культуру, продукцию. Они не стремятся к тому, чтобы начинать работать, не хотят взрослеть, для них характерна «концепция вечной молодости» и постоянный нарциссизм.

Поколение Z – это люди, родившиеся в период с 1995 по 2010. Сейчас представители этого поколения еще не вышли на рынок труда, поэтому пока сложно говорить об их трудовых установках и ценностях, однако можно отметить некоторые характерные особенности. Представители поколения Z выросли в окружении современных технологий, они менее коммуникабельны, чем предыдущее поколение, более ориентированы на себя, собственный мир. Из-за этого некоторые ученые называют данное поколение “Generation MeMeMe”, подчеркивая их ориентированность на собственные мысли и чувства, а не на других людей. Из-за развития электронных технологий зеты привыкли к визуальному восприятию информации. Это дает возможность предполагать, что с течением времени на рынке появятся новые способы обучения и новые технологии работы, которые привнесут представители поколения Z.

Еще раз отметим, что границы поколений являются условными, так, например, человек, родившийся в 1995 году, будет ближе к тому, кто родился в 1994, то есть представителю другого поколения, чем к тому, кто родился в 2005 – представителю своего поколения. Поэтому ученые отмечают, что границы рассчитываются с допущением +- 3 года, и для людей, находящихся на стыке поколений, зачастую характерны особенности и тех, и других.

Сравнение трудовых ценностей

Изучением трудовых ценностей в современном мире занимались многие отечественные и зарубежные социологи, однако стоит отметить, что никто из них не подразделял изучаемое население на поколения X, Y и Z, возможно, потому что такое деление весьма условное. Кроме того, существует проблема отсутствия информации о трудовых ценностях поколения Z. Дело в том, что на данный момент представителям поколения Z от 5 до 20 лет, а массовые опросы обычно охватывают население от 18 лет, именно поэтому пока не существует релевантной информации о трудовых ценностях и убеждениях этого поколения. Поэтому определим различия в трудовых ценностях поколений X и Y.

Итак, рассмотрим, какие трудовые ценности характерны для представителей поколения X.

По исследованиям В.С. Магуна, для представителей данного поколения основной трудовой ценностью является хороший заработок. Помимо этого, большую ценность представляют интерес работы и надежность места работы. Также и другие исследователи подтверждают, что главенствующее положение в пирамиде трудовых ценностей занимает высокий заработок.

Можно ли утверждать, что меркантильность – основная черта иксов? Думаю, что такие выводы будут поспешными и необоснованными. А.Н. Дёмин утверждает, что в сознании поколения X престижность работы неизменно связана с высокой заработной платой. Деньги – это не самоцель, они служат средством для удовлетворения потребностей и носят инструментальный характер, способствуя достижению высокого положения в обществе.

В целом, можно предполагать, что стремление к финансовому благополучию и желание надежного места работы может быть следствием происходящих в стране в 90х годах изменений. Переход к рыночной экономике, нестабильность экономической ситуации в стране, кризис 1998 года – эти события могли оказать значительное воздействие на трудовые установки людей.

Помимо вышеназванных ценностей, среди широко распространенных ответов о важных характеристиках места работы присутствуют следующие: возможность приносить пользу обществу, способность самому распоряжаться своим временем и желание соответствия работы уровню компетенции человека. Можно сказать, что к концу 90-х годов в сознании россиян происходит трансформация, которая является следствием трансформации общества. Люди становятся более свободными, они хотят обладать большей самостоятельностью и простором для действий, кроме того, хотят приносить пользу не только себе и своей семье, но и другим людям. В обществе разрушаются прежние границы и снимаются ограничения. Если раньше, в советское время, слишком большой заработок считался подозрительным, а открытие собственного дела порицалось обществом, то теперь труд становится свободным от условностей и строгих правил. Естественно, что в таких условиях люди стремятся к большей реализации своих возможностей и желают зарабатывать столько, сколько позволяет их уровень знаний и навыков.

Кэрол Журкевич говорит о том, что для поколения Х важна возможность личностного роста. Однако отечественные исследователи не подтверждают этого. Можно объяснить данное различие тем, что общества развиваются с неодинаковой скоростью, поэтому факторы труда, которые были важны для Америки еще 10 лет назад, в нашей стране становятся важными только сейчас.

Совпадают ли трудовые ценности поколения Х с ценностями их «последователей», поколения У?

На первом месте для поколения игреков также остается хорошая оплата труда[. Следующие за этим позиции – это возможность карьерного роста и возможность самореализации, чего не было в ответах поколения иксов. Работа продолжает восприниматься людьми как средство достижения успеха, путь к тому, чтобы занять достойное положение в обществе. Но теперь важную роль играет не только материальный достаток, но и другие составляющие труда – самореализация, положение в обществе.

Кроме заработной платы и самореализации поколение игреков предъявляет высокие требования к качеству труда: им необходимы хорошие условия работы, социальные гарантии, трудовая этика.

В этом заключается значительное отличие от предыдущего поколения, представители которого не называли данные ценности в числе приоритетных. Это значит, что трудовые ценности поколения игреков, которые формировались в совершенно иных экономических и политических условиях, нежели ценности иксов, в некоторой мере отличны друг от друга. У нового поколения формируются позитивные установки по отношению к труду, они готовы работать, совершенствовать свои знания и реализовывать навыки, это предопределяет высокие притязания на достойную оплату труда и качественные условия труда.

Но можно ли с уверенностью утверждать, что различия в трудовых ценностях разных поколений действительно существуют?

Полагаю, не существует таких гарантий, так как разница в ответах может объясняться различиями в методах сбора информации, например, различием вопросов.

Для того чтобы избежать данной неточности, обратимся к исследованию «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты», проведенному в 2007 году и охватывающему представителей двух поколений: молодежь в возрасте от 17 до 26 лет и старше поколение от 40 до 60 лет.

Проведем сравнение ответов представителей двух поколений на один вопрос: «Каким требованиям должна отвечать работа, которая могла бы вас устроить?».

 

Взаимоотношение поколений: конфликт и взаимодействие

Проблема, поставленная в теме сочинения, существует, наверное, столько, сколько и существует само человечество. Её можно рассматривать в нескольких ключах: конфликт отцов и детей или же вообще взаимоотношения между тремя поколениями.

Итак, откуда же вообще берётся этот конфликт? Скорее всего, ключевая проблема кроется во взаимном неприятии нового и старого. И, что придаёт драматизма этому моменту, на первых порах новое всегда этому самому старому будет уступать в силу отсутствия опыта или же любы других причин. Дети всегда имеют меньше опыта и многих других интересных качеств, приобретаемых людьми в процессе жизни, нежели их родители - в этом их слабость. Но у них свежее, не столь засорённое мышление, новый (относительно) взгляд на мир - и в этом преимущество. Однако, всё это не является полной картиной. Нежелание принимать и понимать ценности и потребности других людей - один из углов краеугольного камня этой проблемы. Люди очень эгоистичны по своей природе и проблемы, пусть даже совсем близких людей, могут остаться без желания их понять. Порой это ведёт к весьма грубым конфликтам с применениями силы. Можно найти бессчётно число тому примеров в истории. Вернёмся в начала прошлого века: царская власть рода Романовых, существовавшая уже столетиями и не желавшая ничего особенно менять, не стремилась учитывать интересы людей с современными взглядами, не обращала внимания и на то, что хоть и очень-очень медленно, но верно в стране шёл процесс индустриализации и число рабочих, по-прежнему крайне бесправных, неуклонно росло. И вот старая власть не выдержала проверки, и её место заняли уже новые, совсем иначе мыслящие люди. Можно и не ходить так далеко за примерами и посмотреть на внутрисемейные отношения. Наибольшее число конфликтов при воспитании наблюдается как правило в подростковом возрасте, когда дети уже начинают взрослеть, самоопределяться, тяготеть к свободе всё более и более, но часто нависающий родительский авторитет портит им все карты. И, увы, многие родители абсолютно не собираются понимать своих детей, полагая, что могут сколь угодно долго распоряжаться за них. Вот и конфликт. И вот годам к 13-15 начинаются частые скандалы, крики, уходы из дома и многие тому подобные бесполезные и жестокие деструктивные вещи, которые я на самом деле наблюдал среди своих знакомых и друзей. В данном случае, как мне кажется, следует сложить большую часть ответственности на родителей, ибо они, как более мудрые, должны понимать, что давно пора сменить воспитательный курс с детского на подростковый (внезапно захотелось оговориться, что тотальный контроль неприемлем и в детстве и что учить самостоятельности стоит с пелёнок, чтобы потом избежать взрывообразных проблем, но это относится к теме эссе немного в меньшей степени). И, как было замечено мной, эта проблема мало связана с полом детей и родителей. Матери не меньше отцов могут проявлять деспотизм и строгость в воспитании, какой-то магической силой убеждаемые в непоколебимой правильности своих суждений, даже если их действия приводят лишь к постоянным ссорам и скандалам. Возможно, возникновение этой магической силы можно найти в глубине веков, когда возраст был непоколебимым авторитетом, и слово старших являлось законом. Но мир изменился, сильно изменился, и в нашем «открытом демократическом обществе» такие пережитки приводят лишь к проблемам, зато всё ещё имеют место на востоке, осуществляясь без проблем (видимо стоит искать корни этого в гораздо более глубокой деспотичной традиции этой части земли). Другая часть конфликта, пока всё же меньше знакомая мне - это социальная его составляющая, конфликт старого и нового поколений в обществе. Во времени он принимал различные формы, а сейчас, на мой взгляд, наиболее остро выражается в пренебрежительном отношении к старикам. В нашем обществе пенсионный возраст является как будто бы конечной чертой, после которой только и остаётся, что «отползать на кладбище». И подавляющие большинство уже давно приняло эту точку зрения. Но есть в этой системе и куда более вопиющие моменты. Например, негласный отказ принимать в больнице людей старше 70 лет (ещё одна черта ближе к могиле). Есть ещё «люди», которые рассматривают своих стариков лишь как хозяев недвижимости или любого другого ценного имущества и только и думают: «когда же чёрт возьмёт тебя!», порой даже способствуя ему в этом. А ведь они живут в одном с нами социуме, люди, которые ждут, чтобы поскорее умерли их родители! Эта тенденция без оглядки на будущее и, хотя бы уж, на человечность. Потом, может быть, и их дети точно так же обойдутся с ними. Провал. Такое общество рано или поздно обречено.

Но, дабы слишком не сгущать краски, можно перейти от конфликта к взаимодействию. Проще всего в данном случае, но явно не интересней, когда взаимодействие происходит через призму подчинения, подчинения нового старому. Если оно добровольно (выходит из традиций), то конфликта как будто и не возникает.

Но при таком консервативном подходе всё новаторство идёт на второй план и темпы положительных изменений сильно замедленны - скрытый конфликт. К тому же рано или поздно традиции рушатся, и тогда это приведёт к открытому столкновению интересов, о чём уже говорилось.

Есть и другой путь выхода к взаимодействию: добровольное признание старших на самостоятельность младших при сохранении уважения вторых к авторитету первых (отсутствие монопольного права на принятие решений со стороны старших). Так, я считаю, и должно выглядеть подлинное взаимодействие поколений. Старшее должно не контролировать, а только помогать в принятии решений, тем самым формируя самостоятельность. Не навязывать, но указывать на истину. Всё равно все люди склонны ошибаться, так зачем множить это свойство на 2? В таком подходе остаётся возможность для принятия прошлым поколением позитивных идей нового для более успешной интеграции в постоянно меняющимся мире. Наиболее ясно я могу увидеть применение подобного подхода в семейных отношениях, имея даже пару жизненных примеров, в том числе и свой собственный.

Мой отец не навязывал мне своё мнение, практически всегда оставляя возможность принимать самостоятельные решения и самому понимать результаты своих действий.

В то же время всегда имелась возможность обратиться за советом, если не хватало опыта и смелости для принятия решений самостоятельно. Как результат: нивелирование этого самого межпоколенческого конфликта в семье, наличие постоянной возможности для взаимодействия и принятие коллективных решений, наиболее устраивающих всех сразу. Возможно поэтому мне было несколько дико, хоть и по-своему интересно наблюдать за своими сверстниками, которые никаким образом не могли найти со своими родителями общего языка, ругались, кричали, уходили из дома. Никак тогда не мог понять, чем лучше кричать сутками друг на друга, чем просто сесть и поговорить.

В обществе такая модель также могла бы быть применима во всех его институтах. Не нужно сталкивать лоб в лоб новое со старым, нужно искать, постоянно искать возможности для диалога. Иначе скапливающаяся энергия легко может привести к конфликтам и даже взрывам.

Итак: общество, поколения, противоречия, взаимодействия. Пока существует время, всегда что-то будет стареть, и что-то будет появляться. И очень часто новое отрицает старое, ставит его под сомнение, а старое не видит никакого смысла в новом. Пусть и возможны диалоги, принятие, понимание и многие другие позитивные вещи, но в современном ключе цивилизации этот конфликт, как мне кажется, до конца неистребим. Мы можем заглушать его, притуплять, даже устранять во многих и многих конкретных случая, но пока есть чёрное и белое, плюс и минус, взаимоисключающие друг друга, поставить мирную точку в этом вопросе будет невозможно.

 

Теория поколениях России

  О чрезмерной зависимости русской истории от поколенческого шага первым написал, насколько я представляю, Теодор Шанин, который достаточно подробно исследовал этот феномен, сформулировав некоторые базовые идеи. Трудно кого-то удивить мыслью о том, что смена поколений играет в истории значительную роль. Проблема, однако, в том, что в России, более чем где бы то ни было, крутые перемены происходили на поколенческом разломе.

  Естественно, что поколение — явление социальное, а не биологическое: люди рождаются непрерывно, хоть и неравномерно, и при рождении никто ни к какому поколению не принадлежит. Поколения появляются позже под влиянием исторических обстоятельств, которые «сбивают» совершенно вроде бы разных людей, имевших счастье или несчастье родиться приблизительно в одно (в историческом масштабе) время, в поколения. Конечно, огромную роль играют сходные исторические условия, существующие на протяжении более или менее длительного времени. Но главная роль принадлежит некоторому выдающемуся историческому событию, которое окрашивает собой эпоху и мистическим образом превращает статистическую выборку в поколение.

  Поэтому в реальной жизни в поколение объединяются вовсе не по дате рождения, а по времени, когда происходит наиболее активная социализация, то есть в возрасте от пятнадцати до тридцати лет. Поколение — это те, кто вступал в самостоятельную жизнь при сходных условиях и пережил совместно уникальный социальный опыт. При этом разные поколения неравноценны по своему вкладу в исторический процесс. Есть конструктивные поколения, формирующие цивилизацию. Есть деструктивные поколения, которые ее разрушают.

  По мнению Теодора Шанина, поколенческий шаг составляет около пятнадцати лет. Конечно, это условность, и никакой мистической отсечки, нарезающей каждые полтора десятка лет по новому поколению, не существует. Но как ориентир для исследования истории советской и постсоветской культур эта гипотеза неплохо работает.

 1910–1925: Фронтовики

  Поколение, родившееся «до и после революции», скосила война. Война, собственно, и создала из этих людей поколение. Их мировоззрение определили Большой террор и Великая Победа.

  Победа превратила поколение фронтовиков во второе издание декабристов. Офицеры и солдаты, вернувшиеся с фронта, перенесшие все тяготы ратного труда, и главное, одолевшие невиданного до тех пор врага, преисполнились достоинства, которое было несовместимо с Большим террором, чей маховик стал раскручиваться повторно после Победы как ни в чем не бывало. Можно сказать, что фронтовики создали «советскую цивилизацию», поставив весной и холодным летом 1953 года точку в развертывании все пожирающей русской революции. Арест Берии, отказ от массового террора и развенчание культа личности были, выражаясь современным политическим языком, настоящей революцией достоинства. Фронтовики выпестовали оттепель, ее принес не Хрущев, она зарождалась в окопах Сталинграда и на подступах к Берлину. Оттепель — это завещание фронтовиков следующим поколениям.

   1925–1940: Шестидесятники

  Шестидесятники — первые и потому самые «аутентичные» наследники большевиков, «рафаэлиты» оттепели. Оттепель стала главным событием всей их жизни, предопределив судьбу многих.

  Они успели по касательной прочувствовать огненное дыхание Большого террора (если не прямо, то через родителей), но их собственное вхождение в большую жизнь проходило во времена, которые Ахматова называла вегетарианскими. Сочетание гордости и стыда за отцов, шок от открывшейся правды жизни и при этом достаточно щадящий общественный режим, допускавший некоторое проявление свободы, сделали из шестидесятников поколение романтиков и мечтателей, поверивших в то, что в России все может быть иначе. Эта вера выстрелила через поколение, отчасти воплотившись в идеалах перестройки.

  Сами шестидесятники не смогли воплотить свои идеалы в жизнь и остались в исторической памяти поколением, пропевшим гимн свободе и вслед за этим сошедшим со сцены.

   1940–1955: Семидесятники

 Семидесятники — это поколение застоя. Главным событием жизни этого первого послевоенного поколения стала брежневская реакция. Это поколение, которому пережившие войну фронтовики и их подруги постарались создать максимально комфортные по тем временам условия жизни. Большой террор был для них легендой, толком они его не помнили. Войну, впрочем, тоже. Отрочество прошло при относительной свободе, осознать значения которой в силу своего малолетства они не успели. А вот активный период жизни начался одновременно с политическим переворотом, устроенным советскими ортодоксами.

  Это было поколение, на мировоззрении которого сказалась больше не столько сама Пражская весна, сколько ее подавление советскими танками. Оно учло урок и выбрало путь прагматизма и конформизма, предпочитая бороться за совершенствования личного и семейного быта, а не за совершенствование общественного строя. Семидесятые годы стали временем расцвета советского мещанства, что в целом подтверждало мировой тренд по созданию глобального потребительского общества. Семидесятники превратились в массе своей в безыдейный псевдокоммунистический консьюмеристский планктон.

   В их жизни все должно было быть красиво, и особенно быт. Но тут была одна загвоздка — по части быта Запад одерживал над СССР одну историческую победу за другой. И стратегический паритет установить никак не удавалось: то в прорыв уходили стиральные машины и холодильники, то телевизоры с видеомагнитофонами. Завозившиеся в страну самыми замысловатыми путями каталоги Otto и журналы Burda пользовались гораздо большей популярностью, чем продукция самиздата.

  Холодная война была еще в самом разгаре, а прагматичная обывательская масса давно уже признала в ней свое поражение.

  СССР боялся ядерных боеголовок и крылатых ракет, а капитулировал перед ширпотребом. В конце концов, парадоксальным образом это самое исторически бесполезное советское поколение выносило в своей утробе перестройку как ответную реакцию на потребительский дефолт советской экономики.

 Движение алчных потребителей, присвоившее себе романтические идеалы шестидесятников, но на самом деле просто стремившееся к жизни по западным стандартам, стало главной движущей силой перестройки. Это предопределило ее противоречивый, половинчатый характер — для основной массы «революционеров» из всех видов провозглашенных свобод наиважнейшей оказалась свобода импорта.

 1955–1970: Поколение перестройки

  Из какого бы социального сора ни возникла перестройка, она стала величайшей революцией, перевернувшей жизнь страны. Судьба следующего поколения была уже целиком и полностью предопределена ею. Предполагалось, что это поколение должно было вдохновиться романтическими внешними идеалами шестидесятников, выкрасивших перестройку в цвета свободы. Но оно (и это логично, по-своему) вдохновилось ее внутренней меркантильной сущностью. Это поколение выросло в гнилостной атмосфере разлагающейся советской империи. В жизнь оно вошло непуганым, потому что империя была слишком слабой, чтобы пугать и давить по-настоящему. Когда настала пора испугаться, как раз и случилась перестройка.

  Свободу это поколение ценило только на словах, потому что досталась она ему без борьбы, как манна небесная. Люди не привыкли ценить то, что получают даром. Зато распад СССР остался для большинства плохо заживающей раной.

  Поэтому перестройка в их глазах так навсегда и осталась праздником со слезами на глазах, вызывающим не столько восторг, сколько недоумение.

  Вторых шестидесятников из внуков оттепели не вышло, на место идеалистического романтизма пришел унылый практицизм. Это во многом обусловило деструктивный характер перестройки и всех последующих событий.

 1970–1985: Разочарованное поколение

  На смену поколению перестройки пришло поколение отвязных циников. Если задуматься, то никакое другое поколение в атмосфере «лихих 90-х» сформироваться не могло. Это было первое уже совершенно безыдейное, но еще советское по сути поколение. Оно социализировалось в атмосфере бандитского беспредела и всепоглощающего стяжательства. Оно еще помнило о советских жизненных стандартах и видело, как на глазах буквально из ничего вырастают гигантские пузыри немыслимых состояний. Главным событием их жизни была приватизация. Вместо возмущения им завладела зависть — они были у источника, но не смогли напиться, так как были слишком молоды. Главной целью их жизни стало наверстать упущенное. Их не интересовали средства, их интересовала сумма.

Они ментально созрели для нынешней России раньше, чем история явила на свет нынешнего президента. Они стали его главной социальной опорой, из них он набрал свое новое посткоммунистическое дворянство.

Он дал им все, они обеспечивали пятнадцать лет стабильность его режима. Единственное, чего они не учли, что им на смену придут те, кто будет еще циничнее.

 1985–2000: Потерянное поколение

  На первое по-настоящему постсоветское поколение неоправданно возлагались большие надежды, как на поколение «свободы». Считалось и отчасти продолжает считаться, что поколение, не отравленное советскими парами, станет строителем новой России. Все, мечтающие о какой-то другой России, заигрывают сегодня с этим поколением, полагая, что это и есть та самая революционная или контрреволюционная молодежь, которая должна определить будущее страны. Между тем молодая была не молода.

В жизнь вступает безвременно состарившееся поколение, у которого нет даже своего собственного будущего. Это поколение мегапотребителей, первым впечатлением жизни которых был ранний Путин. Оно смутно помнит беспредел 90-х, а СССР ему кажется вообще доброй старой сказкой. Авторитаризм, особенно в формате «суверенной демократии», является для него привычной и естественной средой обитания.

Девиз этого поколения — урви от жизни все. Это убежденные консьюмеристы. Главным событием их жизни стал нефтяной бум, обеспечивший этому поколению небывалый и ничем не оправданный уровень жизни. Они инфантильны и агрессивны.

Их амбиции сопоставимы только с их аппетитом. Из всех видов свобод наиважнейшей для себя они считают свободу потребления. Это поколение лишних людей, которому кажется, что оно востребовано. Оно является социальной базой всех провластных радикальных движений, но не потому, что любит власть, а потому, что любит красивую и комфортную жизнь. Оно не только поддерживает перерождение авторитаризма в неототалитаризм, но и всячески провоцирует его. Поколение надежды оказалось поколением исторического тупика. Удел лучших его представителей — эмиграция, либо внешняя, либо внутренняя.

 2000–2015: Поколение без будущего

  Люди, родившиеся в России на восходе XXI века, могут оказаться поколением будущего не только по той естественной причине, что им еще только предстоит влиться в общественную жизнь, но и потому, что, возможно, именно этому поколению предстоит предопределить в долгосрочной перспективе судьбу русского народа. Здесь я должен сослаться на Дмитрия Быкова. Отвечая на вопросы из зала, он упомянул свой личный преподавательский опыт и отметил, что, по его мнению, те, кому сейчас от пятнадцати до двадцати лет, очень существенно отличаются от старшего поколения, причем в положительную сторону.

  Для меня, практически лишенного возможности общаться со студентами в России последние семь лет и поэтому довольствующегося теоретическими выкладками, это очень существенное наблюдение. Оно в некоторой степени совпадает с моими ожиданиями. Быков же высказал и весьма глубокую догадку о том, почему в условиях более жесткой диктатуры вырастают более цельные, более дееспособные поколения. Он заметил, что воспитывает не вектор, а величина. Поэтому в тяжкие, но эпические времена вырастают гиганты, а в хлебные и вялые — пигмеи.

  Времена становятся все более эпические. Не исключено, что главным событием в жизни нового поколения будет новая война, и дай бог, чтобы местная, а не мировая. Расти им придется в удушающей атмосфере нарастающего мракобесия, которое все меньше будет похоже на вегетарианскую диктатуру нулевых. Будет где разгуляться сильному характеру. Похоже, Россия снова учится закалять сталь.

  Этому поколению каждый день придется делать серьезный нравственный выбор. Многие сделают его не в пользу добра, но те, кто отвергнет зло, будет стоять на своем твердо. Они будут воспитаны на неоимперских идеалах в осознании не слабости, а силы. Тем жестче будет столкновение с реальностью, когда выяснится, что посткоммунистическая империя была блефом и выдумкой. Слабый характер при столкновении с реальностью подстраивается под реальность, сильный — реальность меняет.

  Растет поколение, способное менять реальность на ту, которая его больше устраивает.

  Они войдут в политическую жизнь между 2020 и 2025 годами, как раз тогда, когда режим перевалит через свой «апофегей» (спасибо Юрию Полякову за метафору) и начнет покрываться плесенью. Им, по всей видимости, придется серьезно размежеваться в вопросе о выборе путей развития страны. Поэтому вариант перерастания империалистической войны в гражданскую снова не исключается. Чисто теоретически действительно есть основания полагать, что поколение «2017+» окажется более ярко окрашенным, чем три предыдущих, и поэтому я склонен верить предчувствиям Дмитрия Быкова.

 Поколенческий сдвиг 

  Из всего вышесказанного вытекает один весьма унылый вывод: серьезного сдвига в общественной жизни России следует ожидать скорее после 2020–2025 годов. До этого времени не сформируется субъект социального действия, способный продавить какие-либо перемены.

  Поколения 1955–1970 и 1970–1985 годов сами являются демиургами существующего статус-кво, а поколение 1985–2000 годов не оправдало возлагавшихся на него надежд, отравившись испарениями «совка». Поэтому так велико значение поколения 2000–2015, за которое, по моим представлениям, сейчас должна начаться самая серьезная борьба. Конечно, все может случиться и ранее, если мировой кризис все-таки перейдет из вялотекущей формы в активную или если правящий режим допустит серьезную ошибку, спровоцировав революцию. Но это вряд ли пойдет России на пользу, потому что революция в стране, где нет силы, способной её подхватить и возглавить, придав ей четкий вектор, протекает особенно болезненно.

 

Ценность времени. Как эффективно использовать время?

Что такое время? Какова ценность времени? Как использовать время наиболее эффективно?

Давайте представим время в виде банка. Каждый новый день на вашем счету в Банке времени появляется 1440 минут. И от вас зависит, насколько результативно вы воспользуетесь выданным кредитом, т.к. по истечении суток этот счет будет закрыт. В этом банке не бывает накоплений, все, что есть на вашем депозите лучше потратить на достижение успеха, собственное счастье и здоровье сегодня.

Существует некий закон времени, который надо уважать, т.е. делать все вовремя. Человек, не уважающий время, попадает в ловушку, из которой трудно выбраться: он постоянно опаздывает на самые важные события  в своей жизни, не успевает сделать необходимые вещи, всегда спешит, пытаясь догнать упущенные возможности. В результате жизнь проходит в суете и бесконечной гонке за призрачной удачей.

Как использовать время так, чтобы жить в гармонии с миром, добиваясь успеха и счастья? Необходимо прислушаться к самой природе, ведь в течение дня меняются биоритмы человека и, если следовать их изменениям и делать все вовремя, то можно осуществить свои самые смелые мечты.

Например, ночной сон должен начинаться в 21 – 22 часа. Это объясняется тем, что наша нервная система восстанавливается в период с 22 до 24 часов. Если человек регулярно нарушает данное правило и ложится спать за полночь, то его нервная система постепенно истощается, и организм  вынужден давать ей отдых в течение дня. В результате ухудшается память, человек хуже соображает, медленнее реагирует на возникшие ситуации – живет, словно во сне. Зная ценность времени и уважая его законы, вы сможете четко реагировать на происходящие события, гармонично развиваться, ощущать счастье жизни. Если вы засыпаете вовремя, то шести часов для сна вам будет вполне достаточно, чтобы полностью восстановить свои силы.

Те, кто встает с постели в период с 3 до 4 часов, способны понять тайны мироздания, т.к. именно в это время наиболее сильно проявляется сила познания. Чем позднее просыпается человек, тем меньше у него таких способностей.

Самые позитивные люди обычно поднимаются с 4 до 5 часов. Это время, когда Землю окутывает счастье, время оптимизма и хорошего настроения на весь день.

Если вы пробуждаетесь с 5 до 6 часов, то получаете в награду здоровье и спокойствие, т.к. именно эти качества преобладают на планете в данное время.

Подъем с 6 до 7 часов позволит вам еще как-то существовать, справляться с недугами и иметь нормальный жизненный тонус. Но если ваш день начинается после 7 часов, то возможности организма значительно снижаются, появляется склонность к болезням. Кстати, замечено, что у людей, имеющих определенную цель в жизни, появляется желание раньше вставать. Те, у кого такой цели нет, любят подольше поваляться в постели (такое случается у многих по выходным и во время отпуска).

Пробуждение с 7 до 8 часов приводит с течением времени к болезненности, с 8 до 9 часов – к тяжелым хроническим заболеваниям, с 9 до 10 часов – к неизлечимым болезням, с 10 до 11 часов – можно уже не вставать.

Человек испытывает удовлетворение от своего труда, если делает все вовремя. Если вы хотите сохранять бодрость и активность на протяжении всего дня, помните, что после пробуждения нельзя задерживаться в постели. Ведь каждые 5 минут, что вы пролежите, проснувшись, теряется 10% жизненного тонуса. Лучше поскорее сбросить с себя остатки сна: сделать небольшую зарядку, принять душ или просто умыться, выпить стакан воды, заряженный вашими добрыми мыслями.

Завтракать лучше с 7 до 9 часов. Предпочтение нужно отдавать молочным продуктам, фруктам, орехам, сухофруктам и сладостям. Кстати, сладкое можно есть только за завтраком, после 9 часов сладости становятся ядом для организма, особенно разрушают печень.

Самое лучшее время для занятия умственной деятельностью с 3 до 11 часов. В это время активизируется мыслительный процесс, позитивно воспринимается все, происходящее вокруг.

С 11 до 12 часов (можно до 13) наступает время обеда. Вы можете подкрепить свои силы, подпитать мозг. Пить лучше перед едой – стакан воды, или минут через 40 после еды, чтобы жидкость не тушила огонь, переваривающий пищу.

Поужинать надо до 18 – 19 часовПосле 19 часов допускается употреблять только горячее молоко с медом и специями (фенхель, кардамон, красная куркума). Молоко успокаивает, способствует хорошему сну, восстанавливает нервную систему. Нужно только подобрать свою норму: если на утро ваш язык белый, значит, количество молока надо уменьшить.

Засыпая, мысленно примиритесь со всеми, пожелайте всем счастья.

Каждому важно научиться ценить время и делать все вовремя. Время не может ждать никого. Вчерашний день – это уже история. День завтрашний – тайна. Ценность времени заключается в сегодняшнем дне. Только здесь и сейчас – настоящая жизнь.