Тема 4. Проблемы самовоспитания

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы самовоспитания подростков

.1 Сущность понятия «самовоспитания»

.2 Пути, методы и средства самовоспитания

.3 Особенности самовоспитания подростков

Глава 2. Исследование особенностей организации самовоспитания у подростков

.1 Степень склонности к самовоспитанию у подростков

.2 Организация процесса самовоспитания у подростков

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 

Введение

 

В условиях развития правового государства и демократического общества возникла объективная необходимость повысить требования к современному человеку, которые обозначили востребованность личности социально активной, самостоятельной, творческой. В этой связи обостряется проблема совершенствования деятельности государственных учреждений, несущих ответственность за воспитание и образование подрастающего поколения, т.к. именно они обладают потенциальной возможностью целенаправленного создания наиболее благоприятных условий для формирования нового человека. В связи с этим нами была выбрана следующая тема курсовой работы «Самовоспитание: пути, средства и методы».

Феномен самовоспитания широко представлен в исследованиях многих наук, связанных с развитием и становлением человека. Среди них общая, школьная и социальная педагогика (В.И. Андреев, Н.Ф. Каптерев, А.Г. Ковалёв, А.И. Кочетов, П.Ф. Лесгафт, А.В. Мудрик, А.С. Новосёлова, К.Д. Ушинский); общая, возрастная и социальная психология (А.Я. Арет, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.Г. Маралов, Л.И. Рувинский, Н.П. Чеснокова); социология (Н. Смелзер); валеология (А.А. Дубровский, В.В. Колбанов, СВ. Попов); психология и теория физического воспитания и спорта (А.И. Бабаков, Е.П. Ильин, А.Ц. Пуни, М.И. Станкин); гигиена (С.Н. Попов, Д.А. Фарбер). Но в данной литературе недостаточно освещены возможности учебно-воспитательного процесса в его направленности на самовоспитание школьников (в частности подростков и старшеклассников).

Актуальность исследования. Внимание к проблеме самосовершенствования личности обусловлено актуальностью вопросов, связанных с исследованием внутренней активности личности, ее резервов, максимального их использования для повышения самостоятельности личности в процессе ее развития. Развитая личность характеризуется активностью, включающей в себя стремление реализовать себя, сознательно превратить идеалы общества в глубоко личностные ценностные ориентации, убеждения. Детерминанта внутренней психической активности определяет характер психического развития, который проявляет себя в саморазвитии, самодеятельности, самосовершенствовании. А.А. Бодалев назвал этот факт как существенный феномен - потребность и способность личности к саморазвитию и самодвижению.

Цель исследования: Рассмотреть особенности процесса самовоспитания современных подростков.

Объект исследования: самовоспитание подростков.

Предмет исследования: пути, средства и методы самовоспитания современных подростков.

Задачи исследования:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2.Определить особенности самовоспитания современных подростков.

.Разработать и провести цикл занятий с подростками по самовоспитанию.

Методы и методики исследования. Для решения задач исследования на теоретическом уровне использовался анализ психолого-педагогической литературы, на эмпирическом - анкетирование подростков.

База исследования: в исследовании принимало участие 30 подростков в возрасте 14 лет СШ №8 Сморгонского района.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников), приложения (наименований). Общий объем работы без приложения составляет 38 страниц.

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы самовоспитания в научной литературе

 

.1 Сущность понятия «самовоспитание»

 

Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимые компоненты самовоспитания - самоанализ развития личностного, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение и самовнушение [4, с. 315].

Необходимым условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. Ссамовоспитание обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергался учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для самовоспитания, формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели.

Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами самовоспитания являются: рефлексия личностного развития, самоотчет, самоконтроль. В приемы самовоспитания входят: удовлетворенность, самосуждение, самовнушение, самоубеждение и самоприказ. В подростковом возрасте решающую роль в самовоспитании играет самооценка. Важным мотивом становится недовольство собой, своими достижениями, несоответствие своим идеалам. Самовоспитанием большинство людей практически занимаются всю жизнь [1, с. 54].

Важное значение самосовершенствования в становлении личности признано многими современными деятелями педагогической и психологической науки. В исследованиях А.Г. Ковалева дается обоснование сущности процессов саморегуляции и самосовершенствования. В работах В.Г. Куценко, А.А. Бодалева и других ученых рассматривается взаимосвязь воспитания и самовоспитания детей, методика организации процесса самовоспитания. В работах И.И. Чесноковой, Л.С. Сапожниковой рассматриваются особенности использования средств самосовершенствования в подростковом возрасте. В трудах П.М. Якобсона анализируется проблема самовоспитания чувств, психологические особенности саморегуляции в сфере эмоций. Теории, включающие основные понятия, описание мотивов, целей, задач, средств, способов самовоспитания и самосовершенствования, факторов, влияющих на развитие этих процессов, созданы П.Я. Аретом, А.Г. Ковалевым, Л.И. Рувинским, И.И. Чесноковой, СМ. Ковалевым [9, с. 65].

В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.

Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания [15, с. 64].

Самовоспитание - сознательная деятельность субъекта, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с ясно осознанными целями, идеалами, личностными смыслами. Самовоспитание - относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем развития самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самосовершенствованию. Самовоспитание основывается на адекватной самооценке, которая соответствует реальным способностям человека, умении критически оценить свои индивидуальные особенности и потенциальные возможности. По мере повышения степени осознанности Самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль [20, с. 103].

Самовоспитание проходит определенный путь развития. Если попытаться охватить его основные возрастные ступени, то весь путь его преобразования с возрастом представляется следующим. Первая ступень - физическое и волевое самовоспитание, подростковый возраст. Типичной целью в этом возрасте является волевое и физическое самосовершенствование подростка, а задача - улучшение волевых качеств личности, таких, как смелость, выносливость, самообладание, выдержка, уверенность в себе и др., - через применение специальных средств и упражнений. То же самое касается физического развития, в связи с которым многие дети в этом возрасте начинают заниматься физической культурой и спортом. Вторая ступень - нравственное самосовершенствование, ранний юношеский возраст. Наиболее часто встречающаяся цель самовоспитания в это время - духовное, моральное развитие, понимаемое как выработка у себя благородных качеств личности: порядочности, доброты, щедрости, верности другу, преданности любимому человеку, готовности прийти на помощь и др. Третья ступень - профессиональное самовоспитание - средний и поздний юношеский возраст, начало взрослости (от 20 до 40 лет).

Этот период жизни можно рассматривать как время делового самосовершенствования, связанного с развитием у человека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной работы по избранной специальности. Цель профессионального самосовершенствования, возникнув в этом возрасте, у многих людей закрепляется и становится одной из главных в жизни. Четвертая ступень - социально-мировоззренческое самовоспитание, период жизни после 40-45 лет. Здесь задачей самосовершенствования становится выработка социальной позиции, мировоззрения, определенного взгляда на жизнь. Иногда встречается и пятая ступень, соответствующая постановке и реализации человеком цели самоактуализации, отмеченной как высшая ступень личностного развития в гуманистической психологии.

Две из пяти перечисленных ступеней в развитии самовоспитания человека приходятся на подростковый и ранний юношеский возраст. Успешность занятий личностным самосовершенствованием в эти годы, его результаты определяют характер человека как личности [17, с. 261].

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль. Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции [10, с. 37].

Самовоспитание, систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально обусловленным идеалом. Содержание самовоспитания всегда зависит от общественно-исторических условий, в которых живёт и развивается индивид. Его требования к самому себе и качества, которые он стремится сформировать, определяются условиями жизни, обусловливая идейные основы, идеалы самовоспитания, а также средства их достижения. "... Моё собственное бытие, - писал К. Маркс, - есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо" [16, с. 590].

В антагонистическом обществе цели самовоспитания и условия их осуществления различны для разных классов. В социалистическом обществе его общие цели - строительство коммунизма и обеспечение всестороннего развития всех индивидов - определяют и цели самовоспитания каждого сознательного гражданина. Самовоспитание - составная часть и всего процесса духовного развития людей. В общественной, трудовой и учебной деятельности, когда достигнут определённый уровень сознания и самопознания, у человека возникает способность к самоанализу, самонаблюдению и самооценке, умение разобраться в поступках других людей, осознаётся необходимость соответствия личных качеств, своего поведения требованиям социалистического общества, коммунистической морали.

Сознательное и целеустремленное самовоспитание начинается обычно в подростковом возрасте. Подростки обладают значительным опытом самостоятельной деятельности. У них появляются навыки самоконтроля и самоанализа. Они пытаются разобраться в своих поступках, стремятся быть похожими на взрослых. У них формируются основы характера, вырабатываются устойчивые привычки поведения.

Чем старше школьники, тем лучше они понимают, что самовоспитание начинается, прежде всего, с самокритической оценки их поступков, с осознания недостатков и путей их преодоления. В юношеские годы самовоспитание сочетается с самообразованием, с самостоятельным приобретением и расширением знаний о природе, обществе и человеке. В старших классах учащиеся приучаются более критически оценивать свои поступки. У них больше по сравнению с подростками развита способность анализировать и критически оценивать свои поступки и действия.

В подростковом и раннем юношеском возрасте роль самовоспитания в становлении личности имеет особенно важное значение, поскольку в это период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. Под воздействием этих факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Вследствие этого изменяется его отношение к школе, к учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

Уже в подростковом возрасте происходит знакомство с такими формами и методами самовоспитания, как самокритика, самоубеждение, самовнушение, самообязательство, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. В юношеском возрасте крепнет связь самовоспитания с самообразованием, деятельным стремлением к нравственному и физическому самоусовершенствованию. Сознательное преодоление препятствий на пути к благородным целям, соревнование с другими индивидами в достижении таких целей, непримиримость к собственным недостаткам, систематическая критическая проверка своего поведения - все это способствует формированию правильных взглядов на действительность, закаляет волю, повышает сознательность граждан социалистического общества.

Формирование качеств личности путем самовоспитания происходит в семье, в учебном, производственном коллективах. Требования коллектива, желание заслужить положительную оценку своих поступков, стремление поднять авторитет среди товарищей - важные побудительные мотивы С.

Результат самовоспитания проверяется практикой жизни, той ролью, которую оно играет в совершенствовании личности и коллектива в соответствии с требованиями коммунистической нравственности. В условиях развитого социалистического общества всё теснее, гармоничнее сочетаются общественные требования и стремления личности к самовоспитанию на основе коммунистических идеалов [12, с. 62].

Большое значение самовоспитанию придавал Л.Н. Толстой. В юности он завел дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память. Известный французский философ Ж.П. Сартр даже утверждал, что «человек есть только то, что он сам из себя делает» [22, с. 17], подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии.

Все это говорит об исключительно важной роли самовоспитания в развитии и формировании личности и о необходимости его организации в условиях школьного воспитания. Вот почему теоретические и методические основы самовоспитания активно разрабатываются в психологии и педагогике и, в частности, такими учеными, как А.Г. Ковалев, Д.М. Гришин, А.И. Кочетов, Л.И. Рувинский и др. [24, с. 430].

А.И. Кочетов дает следующее определение понятию самовоспитание -это сознательное и управляемое личностью саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности» [13, с. 52].

Таким образом, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

 

.2 Пути, методы и средства самовоспитания

 

Когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере и поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения. Эту цель полезно в течении нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не закрепится прочно в сознании. Кроме того, нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь. Конечно, начинать лучше с простых программ, например: не совершать необдуманных поступков, преодолеть дурную привычку перебивать собеседника, держать свое слово. По мере приобретения опыта по самовоспитанию, программы должны усложняться, совершенствоваться, становиться более долговременными [10, с. 27].

В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя. Если подобная «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий. Вот почему, когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки [6, с. 29].

Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции [18, с. 103].

Среди методов самовоспитания можно отметить следующие: самоубеждение, самовнушение, самообязательство, самокритика, эмпатия, самопринуждение, самоприказ, самонаказание.

Самоубеждение - метод, основанный на самооценке. Выявив в себе нехорошее, человек обычно мысленно убеждает себя в необходимости искоренения этого недостатка. Наиболее действенным является проговаривание вслух того, что необходимо сделать по устранению этого недостатка. С. Я. Долецкий писал о важности произнесения вслух своих провинностей, о том, что гораздо сложнее простить себе и оставить без внимания то, что произнесено вслух. Высказывание это основано на том, что очень важно четко определить идеал стремления и свое настоящее состояние.

Метод самовнушения так же использует проговаривание вслух, но уже не своих недостатков, а только цели. При этом более эффективно открывать для себя правильные пути, а не закрывать ошибочные. Искореняя плохое, необходимо найти ему замену хорошим, вот об этом хорошем и следует говорить, внушая себе программу действий, указывая сознанию путь к цели, не заостряя внимание на неправильных путях. Действуя таким образом, человек отчетливее видит себя хорошим и повышает внутреннюю веру в свои силы и возможности. Например, искореняя привычку сквернословия нужно говорить себе: «Я говорю красиво, чисто, грамотно. Моя речь приятна окружающим. Каждое мое слово приятно слышать». Говоря так, человек закрепляет в своем сознании эти правила, являющиеся руководством к действию и определяющие его поведение в дальнейшем.

Самообязательство. Этот метод заключается в проговаривании человеком обязательства, которое он дает сам себе. При постоянном напоминании себе о нем, сознание стремиться выполнить его, что ведет к постепенному формированию соответствующей привычки.

Самокритика - метод, рождающий внутреннее противоречие в сознании человека, которое побуждает к работе над собой, усовершенствованию личностных качеств, искоренению дурного.

Эмпатия - мысленный перенос себя на место другого человека. Этот метод особенно эффективен в воспитании у себя нравственных качеств, способности сочувствовать, сопереживать, стремиться оказать помощь и т. д. Применяя этот метод, человек старается увидеть себя со стороны, пытаясь понять, как воспринимают его окружающие, и, исходя из этого, стремиться выработать в себе такие качества, которые вызывают у людей положительную оценку.

Самопринуждение и самоприказ. Этот метод следует применять, при воспитании воли. В случаях, когда человек осознает необходимость совершения какого-то действия, но не имеет достаточно воли к его совершению, нужно дать себе мысленный, а по возможности словесный приказ, сделать необходимое. Приказ должен быть уверенным, твердым, резким, не терпящим возражений. Постоянно принуждая себя к чему-то, человеку с каждым разом становиться все легче подчиняться своей воле и недостаток волевых усилий постепенно искореняется.

Самонаказание - метод, основанный на самоконтроле за соблюдением намеченных правил. Без применения этого метода, человек, отступив один раз от намеченного, не почувствует должного сожаления, и в следующий раз опять может поступить так же. Налагая на самого себя наказание, человек помимо стремления избежать его в дальнейшем, прилагает волевые усилия по его исполнению, что имеет большое значение в формировании личности [11, с. 94].

Организация самовоспитания в школе проводится по трем основным направлениям:

) формирование стойкого убеждения учеников о необходимости и исключительной значимости самовоспитания;

) разъяснение методов и способов самовоспитания, с целью вооружения учеников для осуществления этого процесса;

) помощь ученикам и регуляция процесса самовоспитания.

Сущность первого направления состоит в том, чтобы привить ученикам понимание того, как важно самовоспитание. Многие стыдятся заниматься этим и делают это в тайне от своих товарищей, родителей, учителей. В задачи педагогов входит разъяснение положительности этого занятия и настрой на проведение непрерывного процесса самовоспитания.

Второе направление связано с осуществлением этого процесса. Начиная работу в этом направлении, нужно помочь ребятам найти свои идеалы, выбрать цели, выявить слабые стороны своего характера, недостаточно развитые качества. Затем, проводятся различные беседы на темы самовоспитания, в ходе которых освещаются вопросы о методах и средствах самовоспитания, приводятся примеры их использования. Хороший эффект имеют различные выступления перед учениками учителей, учеников и гостей, являющихся выдающимися людьми, героями труда, передовиками производства, достигшими значительных успехов в различных видах деятельности. На таких выступлениях говориться о важности самовоспитания и приводятся примеры из собственной жизни. Все это укрепляет в сознании учеников понимание необходимости и результативности самовоспитания, дает знания о практическом применении методов самовоспитания и побуждает их к осуществлению самовоспитания.

Третье направление организации работы по самовоспитанию имеет практический характер. На этом этапе учеников учат правильно ставить перед собой цели, разрабатывать программу ее достижения, и исполнять ее, применяя для этого известные и наиболее эффективные методы самовоспитания. Эффективным средством является ведение дневника, в который заносятся результаты работы по искоренению дурного и выработке хорошего. Такой дневник позволяет контролировать процесс самовоспитания, анализировать эффективность тех или иных методов для собственной личности, выбирать наиболее оптимальные пути решения задач самовоспитания [2, с. 68].

Процесс самовоспитания включает в себя несколько взаимосвязанных этапов.

 

ЭтапыНазваниеСодержание этапа1 этапПринятие решенияВсе начинается с принятия твердого решения о необходимости личностного самосовершенствования. Без этого важного элемента невозможно осуществление целенаправленного самовоспитания. Затем следует изучение (уяснение) возможностей самовоспитания и оценка перспектив работы над собой. Важным элементом первого этапа выступает выбор или формирование идеала (модели), к которым можно стремиться в процессе самовоспитания. На основе уже сформированного видения возможностей самовоспитания, собственного мировоззрения и под воздействием среды обитания человек сам выбирает себе идеал или пример для подражания. Иногда человек создает некий абстрактный образ (модель), которому он хотел бы подражать или каким бы хотел стать. Идеал может быть достаточно четко представляемым в лице конкретного человека, либо присутствовать в его сознании в виде определенных проявлений (внешнем виде, общении, компетенции и пр.). 2 этапСамопознаниеЧеловек, в соответствии с выбранным идеалом (примером для подражания) или своих представлениях о возможностях самовоспитания, стремится познать себя. В процессе самопознания происходит выявление и самооценка уровня развития того или иного качества или свойства личности. Степень и точность их диагностики зависит от самого человека, его желания действительно познать себя, свои достоинства и недостатки, либо удовлетворить свой частный интерес. В рамках этого этапа также происходит формулирование и уточнение ценностных ориентиров человека. 3 этапВыбор средств и составление планаЧеловек делает ответственный выбор путей, методов и средств самовоспитания. Некоторые средства наиболее полно соответствуют личностным особенностям человека, специфике образовательной или профессиональной деятельности. Этот этап включает и формирование необходимых самоустановок, которые могут помочь человеку обеспечить достижение тех или иных целей самовоспитания. К ним, например, можно отнести личные правила и принципы, которые определяют поведение и поступки человека в различных ситуациях. На основе выбранных путей, методов и средств самовоспитания, а также сформулированных личных правил осуществляется планирование работы над собой. Человек составляет программу или план, в которых отражается то, над чем предстоит работать, какие методы и средства использовать, примерные сроки достижения намеченного. 4 этапРеализация плановАктивная практическая работа, направленная на достижение сформулированных ранее ценностных ориентиров[18, с. 75].

 

Эффективность же самовоспитания выявляется в процессе последующей личностной самооценки.

Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

самовоспитание личность подросток

1.3 Особенности самовоспитания подростков

 

Самовоспитание как процесс усвоения человеком, опыта предшествующих поколений, широко представлен в исследованиях разных наук, связанных с развитием человека. Среди них общая, возрастная и социальная психология (А.Я. Арет, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.Г. Маралов, Л.И. Рувинский, Н.П. Чеснокова); социология (Н. Смелзер); гигиена (С.Н. Попов, Д.А. Фарбер). Самовоспитание личности сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, т. е. к формированию установок, полезных для человека и для общества [9, с. 65].

Подростковый период - это период развития между детством и взрослостью, который имеет биологическое начало и определяемый культурой конец. Можно заключить, что хронологические рамки для этого периода имеют условный, ориентировочный характер [15, с. 341].

Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребёнка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребёнка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости [8, с. 16].

Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка [3, с. 105].

Подросток хочет не играть во взрослого (как дошкольник), не казаться им, а быть им, быть признанным другими. Это возраст формирования самостоятельности, чувства собственного достоинства. Претендуя на взрослость, на уважение и признание его взрослыми, подросток не может не видеть своих слабостей и своей ограниченности, которую нередко маскирует за внешней независимостью и развязностью в поведении [7, с. 64].

Одно из наиболее примечательных явлений, связанное с подростковым возрастом,- это сильная тяга к самовоспитанию. Активный процесс самовоспитания начинается именно в этом возрасте и обычно продолжается в той или иной форме в течение всей последующей жизни человека. Говоря о начале самовоспитания в подростковом возрасте, мы имеем в виду тот факт, что, достигнув возраста 12-13 лет, дети впервые начинают задумываться над возможностями интеллектуального и личностного самосовершенствования и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия [17, с. 351].

Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным [19, с. 34].

Подросток стремится посредством самовоспитания:

устранить недостатки в собственном поведении;

сформировать положительные качества, дающие ему право считаться сильным, умелым, самостоятельным.

Воспитать у себя качества человека сильной воли: смелость, мужество, выносливость, настойчивость. Реже возникает желание развить интеллектуальные качества.

Цели самовоспитания с возрастом меняются - они становятся все более реалистическими, прозаическими, все более жизненно значимыми.

В юношеском возрасте самовоспитание часто сочетается с самообразованием, направляется на овладение умственными операциями, на формирование тех умений и навыков, которые связаны с профессией, на формирование высоких нравственных качеств [8, с. 154].

К подростково-юношескому возрасту, когда человек начинает себя осознавать, он находит у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние на отношение к окружающему миру и на усвоение новой информации. Эти неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства. Педагогика под понятием самовоспитание подразумевает способность внутреннего духовного мира человека самостоятельно развиваться. Философы, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к самовоспитанию. Подростковый возраст наиболее благоприятный период, в котором закладываются основы, обеспечивающие дальнейшее совершенствование саморегуляции. Процесс самовоспитания предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности анализировать при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей [24, с. 406].

Юность - это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей - служба в армии. В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни [20, с. 268].

Юношеским возрастом считается возраст от 15 до 17-18 лет. Большинство юношей и девушек этого периода - учащиеся. Этот возраст можно охарактеризовать как вступление в жизнь, во взрослую жизнь. Уже по окончании 9 класса учащиеся делают свой первый ответственный выбор: продолжать учебу в школе, пойти учиться в техникум или колледж, либо начать работать [5, с. 39].

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). В то же время чем старше юноша, тем сильнее выражено улучшение общего эмоционального состояния. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально - личностными свойствами человека, его самосознанием, самооценкой. В этот период происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» - центральное психологическое новообразование юношеского возраста. В это период складывается система представлений о самом себе, которое независимо от того, истинно оно или нет, представляет собой психологическую реальность, которая влияет на поведение [25, с. 98].

В этот период они уже должны определиться, где их место в этом взрослом мире. Говоря об учащихся этого возраста Н.С. Лейтес отмечает: «В их психологическом облике чаще всего сочетаются активность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность. Такое совмещение черт «мыслительного» типа и черт «художественного» типа характеризует неповторимое своеобразие возраста и, по-видимому, представляет собой залог многостороннего развития в дальнейшем». И на самом деле, если сравнить подростка и юношу, то у вторых больше развита способность анализировать, рассуждать, критически оценивать свои поступки и действия. Так же в этом возрасте заметно повышается интерес к учению. Школьники четко осознают, что знания, умения и навыки являются необходимым условием в будущей жизни. Поэтому учение приобретает у юношей жизненный смысл, и в следствие этого появляется потребность в самостоятельном приобретении знаний. Но то, что поясняется выше - это идеальная модель юноши для подражания [15, с. 139].

Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценить свои особенности. Они часто просят учителей объяснить им: «Как узнать свой характер, чтобы правильно оценить его?»; «Может ли человек со слабым здоровьем иметь чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по - своему («Подумаешь, дают советы, я и сама знаю, как поступить»); стремление к идеалу и принципиальности в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном; желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление старшеклассниками ребячьей непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению личного горя, незначительной неприятности [19, с. 67].

Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания ребенок начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.

 

Выводы по первой главе

 

На основании анализа психолого-педагогической литературы были сделаны следующие выводы:

Самовоспитание - педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания.

В основе самовоспитания лежит принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, определение тех черт и качеств, которые он предполагает выработать у себя.

Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитанием заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.

 

Глава 2. Исследование особенностей организации самовоспитания у подростков

 

.1 Степень склонности к самовоспитанию у подростков

 

Повышение уровня самосознания в подростковый период школьника связано с тем, что именно в это время происходит очередной его переход к новому социальному статусу. Из состояния детства подростки переходят в состояние юности, и этот процесс связан с определенными изменениями в мышлении, мировоззрении и ощущении собственного «я».

С повышением уровня самосознания у подростков возникает потребность в самосовершенствовании и самовоспитании и педагогу необходимо всячески стимулировать и развивать эту потребность. Работа по стимулированию самосовершенствования и самовоспитания начинается с диагностики готовности учащихся к самовоспитанию. Это позволяет выяснить, знаком ли подросток со способами самопознания и саморегулирования. Хочет ли он больше знать о себе, изменить себя, предпринимает ли что-нибудь для этого.

Цель данной курсовой работы заключалась в исследовании особенностей путей, средств и методов самовоспитания подростков и юношей. В связи с этим на эмпирическом этапе исследования нами решались следующие задачи:

·Определить степень готовности подростков и юношей к самовоспитанию.

·Подобрать и провести цикл занятий по стимулирования процесса самовоспитания подростков.

Работа по стимулированию процесса самовоспитания у подростков была начата с анкетирования, что позволило нам выяснить, знаком ли подросток со способами самопознания и саморегулирования. Хочет ли он больше знать о себе, изменить себя, предпринимает ли что-нибудь для этого. Мы провели анкетирование с подростками 8 класса СШ №8 Сморгонского района. В эксперименте принимало участие 30 детей в возрасте 14 лет. Анкетирование помогло нам выявить уровень готовности подростков к самовоспитанию (Приложение 1).

На основании анализа данных, полученных в процессе анкетирования школьников, можно сделать следующие выводы:

На вопрос о том, что понимают под понятием «самовоспитание», мы получили следующие ответы: воспитание самого себя, учиться чему-то новому, работа над собой по самосовершенствованию, воспитывать в себе новые качества, развитие силы воли. Ответы в процентном отношении отражены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Распределение ответов на вопрос «Что ты понимаешь под словом «Самовоспитание»»

МестоОтветыКоличество %1 местоВоспитание самого себя46,7%2 местоУчиться чему-то новому26,7%3 местоРабота над собой по самосовершенствованию10%Воспитывать в себе новые качества4 местоРазвитие силы воли6,6%

На вопрос, для чего необходимо заниматься самовоспитанием, были получены следующие ответы: для того, чтобы: ценили друзья, быть образованным, быть воспитанным, тебя уважали, добиться в жизни успеха, достичь идеала. Полученные результаты отражены на рисунке 2.1.

 

Рисунок 2.1 - Распределение ответов на вопрос «Для чего необходимо заниматься самовоспитанием»

 

На вопрос «Занимаешься ли ты самовоспитанием?» были получены следующие ответы: да - 63,3% (19 человек), нет - 36,7% (11 человек). Полученные данные отражены на рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2 - Распределение ответов на вопрос «Занимаешься ли ты самовоспитанием»

 

На вопрос: «За что тебя ценят товарищи и взрослые?», были получены следующие ответы на рисунке 2.3.:

Рисунок 2.3 - Распределение ответов на вопрос «За что тебя ценят товарищи и взрослые»

 

Реже всего подростки упоминали такие качества, как ответственность, исполнительность, инициативность.

Положительные качества, которые ребята хотели бы выработать у себя в первую очередь распределены по частоте встречаемости (по убыванию) в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 - Распределение ответов на вопрос «Какие положительные качества ты хотел бы выработать у себя в настоящее время»

МестоОтветыКоличество %1 местоТрудолюбие26,6%2 местоЧувство юмора 23,3%3 местоХрабрость 16,7%4 местоСила воли 10%5 местоОбщительность 6,7%Целеустремленность Усидчивость 6 местоВыдержка 3,3%

Недостатки, которые доставляют ребятам наибольшие неприятности:

вспыльчивость;

невнимательность;

забывчивость, рассеянность;

лень;

упрямство,

недоверчивость.

Так же ребята затруднялись ответить на этот вопрос и отвечали «не знаю» или «никакие».

На вопрос: «Как ты стремишься преодолеть свои недостатки?» ребята ответили, что стараются выработать в себе силу воли, усидчивость, стараются больше работать над собой, смотреть за своим поведением, отношению

Таким образом, результаты анализа анкетирования показывают нам то, что подростки стараются серьезнее всматриваться в себя, критично относиться к своим недостаткам.

 

.2 Организация процесса самовоспитания у подростков

 

Самовоспитание подростка и юноши нуждается в участии и поощрении со стороны взрослых, ведь именно они создают для этого основные возможности. Взрослым - и родителям, и педагогам - следует активно поддерживать стремление детей к самовоспитанию, начиная с появления первых его признаков.

Содержание и формы работы педагога по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. В этом процессе много зависит от того, насколько педагог компетентен в вопросах самовоспитания и его методов, как хорошо они знакомы с научной и популярной литературой по данной проблеме. Также многое зависит и от того насколько ответственно педагоги относятся к исполнению своих педагогических обязанностей.

Учителям и классным руководителям необходимо активно заниматься организацией процесса самовоспитания, учитывая его важную роль в развитии и формировании учащихся. В процессе организации самовоспитания необходимо тактично руководить данным процессом. Эта работа должна включать в себя три основных направления:

·Формирование общественного мнения учащихся о необходимости и большом значении самовоспитания;

·Оказание помощи учащимся в осмыслении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

·Практическая помощи учащимся в разработке целей и программ самовоспитания, а также реализации этих программ.

Работая в данном направлении, можно выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием:

·Побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств,

·Оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей жизни, познании своих положительных качеств и недостатков,

·Оказание помощи в разработке программы самовоспитания,

·Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания,

·Организация самоконтроля.

На этапе осознания воспитатель:

·помогает учащимся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих недостатков;

·учит овладевать навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха;

·помогает составлять программы самовоспитания.

Педагоги должны ставить перед собой следующие задачи:

·Стимулировать у учащихся интерес к собственному внутреннему миру, желание

·Совершенствовать себя как личность.

·Вооружить школьников системой знаний по вопросам самовоспитания.

·Вооружить учащихся методикой самовоспитания.

Целью нашей курсовой работы было исследование особенностей путей, средств и методов самовоспитания подростков. Одной из задач курсовой работы была разработка и проведение цикла занятий по стимулированию процесса самовоспитания подростков (Таблица 2.3).

 

Таблица 2.3 - Цикл занятий по стимулированию процесса самовоспитания подростков

НазваниеЦель1 неделяЗанятие 1. Мои потребностиЦель: Изучение подростками своих потребностей, знакомство со структурой основных человеческих потребностей.Занятие 2. О ценностях и целяхЦель: Осознание учащимися целей, дающих человеку смысл жизни. Осознание учащимися того, что является для них самым значительным в жизни.Занятие 3. Как я сам себя оцениваю, и как меня оценивают другиеЦель: Изучение подростками собственной самооценки. Формирование адекватной самооценки, установление гармоничных отношений между желаниями и возможностями.2 неделяЗанятие 4. Моё лучшее ЯЦель: Формирование адекватной самооценки, установление гармоничных отношений между желаниями и возможностями. Осознание целей самовоспитания.Занятие 5. Мой характерЦель: Формирование понятия о характере как совокупности устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе.Занятие 6. Если ты - юноша, если ты - девушкаЦель: Формирование понятий о переживаниях подростков, их индивидуальных различиях, установках в любви, установлении взаимопонимания с родителями.3 неделяЗанятие 7. Я учусь планироватьЦель: Изучение подростками своей готовности к неожиданным изменениям в жизни, к активным действиям.Занятие 8. Как управлять собойЦель: Изучение подростками своего состояния с точки зрения утомления. Формирование умения регулировать своё психическое состояние, управлять чувствами.Занятие 9. Как себя воспитатьЦель: Формировать понятие о средствах и приемах самовоспитания, постановке цели, составлении конкретной программы самовоспитания и ее реализации.4 неделяЗанятие 10. Воспитание самого себяЦель: Знакомство с гуманистической технологией самовоспитания по В.Г. Маралову.Занятие 11. Основы общенияЦель: Осознание нравственных основ общения между людьми.Занятие 12. Как избегать конфликтовЦель: Знакомство со способами разрешения конфликта. Выявление качеств необходимых для продуктивного общения.

Проанализировав результаты проведенного анкетирования, была поставлена следующая задача педагогической работы: провести цикл занятий по стимулированию процесса самовоспитания подростков (Приложение 2).

Так на первой неделе было проведено три первых занятия по самовоспитанию подростков. Занятие «Мои потребности» предполагало изучение подростками своих потребностей, знакомство со структурой основных человеческих потребностей. В процессе проведения занятия подростки выявили свой уровень притязаний при помощи таких методик как «Мои потребности и окружающий мир», «Кто ты?».

Второе занятие о ценностях и целях дало учащимся возможность осознания целей, дающих человеку смысл жизни. Целью данного занятие было осознание подростками того, что является для них самым значительным в жизни, какие отношения они хотят установить с другими людьми, окружающим их миром. Здесь были использованы следующие методики: «К чему люди стремятся в жизни», «Что было главным в жизни», разбор ситуаций - проб, «Дневник самовоспитания». «Дневник самовоспитания» предполагает разделение листа бумаги на две части, одна из которых носит название «Мои цели и задачи», а вторая - «Мои шаги по достижению целей». В первой графе учащиеся прописывают свои основные цели и задачи, которые ведут к достижению цели. Во второй половине листа - значками «+» и «-» отмечаются успехи и неудачи в достижении целей. Дневник предполагает анализ своих достижений и неудач после каждого занятия.

Третье занятие «Как я сам себя оцениваю, и как меня оценивают другие» дает учащимся представление о самооценке, как регуляторе поведения. Знакомит их со связью самооценки с уровнем притязаний.

Занятия четыре и пять - «Мое лучшее Я» и «Мой характер», были направлены на формирование адекватной самооценки, установление гармоничных отношений между желаниями и возможностями, изучение подростками своих волевых качеств. Проведение шестого занятия «Если ты - юноша, если ты - девушка» предполагало знакомство подростков с проявлениями и особенностями полового созревания, индивидуальными различиями; психологическими различиями юношей и девушек. Подростков познакомили с такими понятиями, как женственность и мужественность, и как она формируется у девушек и юношей. Учащимся были предложены варианты установления взаимопонимания с родителями.

Седьмое занятие «Я учусь планировать» дало возможность подросткам изучить свою готовность к неожиданным изменениям в жизни, осознать необходимость планировать свои действия, как планировать, предъявляя к себе определенные требования и их соблюдение. Восьмое занятие «Как управлять собой» предполагало формирование у учащихся умения регулировать свое психическое состояние, умение управлять своими эмоциями и чувствами.

Занятия «Как себя воспитать» и «Воспитание самого себя» были направлены на формирование у подростков понятия о средствах и приемах самовоспитания, о постановке цели, составлении программы самовоспитания, формирование умения контролировать и анализировать свои эмоции и чувства, отношения с людьми, контроль сознательного и самостоятельного преобразования своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения.

Сформировать навыки бесконфликтного общения и познакомить подростков со способами решения конфликтов позволили занятия «Основы общения» и «Как избегать конфликтов».

В процессе стимулирования процесса самовоспитания, учащихся познакомили с десятью заповедями самоанализа, самовнушения и саморазвития (Приложение 3), помогающих достичь наилучших результатов в работе над собой.

Так же подросткам были розданы памятки с правилами, которые способствовали процессу самовоспитания (Приложение 4). В эту памятку входило: «Пять «Надо», отражающие правила поведения в семье и обществе; «Пять «Можно», направленные на совершенствование своего отношения к различного рода жизненным ситуациям; «Это нужно тебе самому!» и «Этого делать нельзя», предназначенных на совершенствование личностных качеств и т.д.

Учащиеся ознакомились с «Комплексом добродетелей» (Приложение 5) с соответствующими наставлениями, составленным в молодости Бенджамином Франклином, опиравшимся на нравственные ценности своего времени, и в конце каждой недели отмечал случаи их нарушения.

Таким образом, на протяжении одного месяца с учащимися был проведен цикл занятий по стимулированию процесса самовоспитания. Проведение занятий такого типа помогло формированию адекватной самооценки подростков, установлению гармоничных отношений между желаниями и возможностями, изучению подростками своих волевых качеств, формированию умения общаться и решать конфликтные ситуации.

 

Выводы по второй главе

 

На основании проведенной опытно-экспериментальной работы были сделаны следующие выводы:

диагностика уровня готовности подростков к самовоспитанию показала, что 63,3% (19 человек) занимаются самовоспитанием;

в процессе опытно-экспериментальной работы на протяжении месяца с учащимися проводилась педагогическая работа, которая была направлена на стимулирование процесса самовоспитания посредством использования специально подобранных занятий;

педагогическое руководство процессом самовоспитания имеет важную основу в процессе самовоспитания и саморазвития учащегося;

 

Заключение

 

На основании анализа психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы:

самовоспитание - педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания, и, если показать учащимся необходимость самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно. Процесс самовоспитания протекает индивидуально. Однако коллектив при этом играет весьма важную роль, так как в коллективе подросток находит образцы для подражания, познает себя, в коллективе его оценивают. Поэтому при организации самовоспитания центральное место должно занимать развитие способностей у учащихся к волевому усилию, чтобы всякое разумное решение переходило в действие. Отсутствие необходимых волевых качеств мешает претворению в жизнь поставленных перед собой задач. И здесь, опять, на помощь воспитателю приходит педагог-психолог. Он может организовать индивидуальные и групповые занятия с учащимися.

В целом самовоспитание личности проходит несколько ступеней развития, выходящих далеко за рамки подросткового и юношеского возраста. Кроме физического и нравственного самосовершенствования, личность предпринимает усилия по профессиональному и социально-мировоззренческому самовоспитанию и достижению целей самоактуализации. Этот процесс продолжается всю сознательную жизнь человека.