Тема 5. Вожатый и его отношение к детям. Нормы поведения с детьми.

Этика - Совокупность норм поведения, мораль какой-л. общественной группы, организации и т.п [БАС]. Это закон, правило. Но как, и любое правило, его можно аргументировать, чем и займемся.

Внешний вид

Встречают по одежке, провожают по уму. Важно: первое впечатление, произведенное вами на детей и их родителей. Не менее важно – то, как вы будете выглядеть в течение всего сезона.

• Нейтральный стиль в одежде.
• Чистота
• Опрятность
• Цвет
• Запах

Одежда:

• Юбка (10 см от колена), некороткие шорты
• Нет линии живота
• Майки и топы. Дети не должны видеть вашего белья. 
• Декольте как можно меньше.
• Мужчины – никакого голого тороса!!!
• Купальник – только в бассейн или на речку – стоит подобрать заранее.

Причина: излишнее внимание со стороны старших отрядов (мальчики интересуются, девочки ревнуют. Буйство детских гормонов вам ни к чему, тем более, это наказуемо по закону).

У каждого бойца ИО СПО есть бойцовка или какая-нибудь другая форма. И недаром. Бойцовка, во-первых, - способ занять детей на полчаса чем-нибудь, во-вторых – как отличить вожатого от пионеров?=) Но! Жарко летом => необходимо искать альтернативную форму одежды. Может быть хотя бы галстук (но при этом чистый и выглаженный!). Или другой отличительный знак (Фениксъ - футболка). Бейджики!! Так или иначе, первый и последний день при любой погоде – полное обмундирование. Причем бойцовка с шортами не смотрится.

Еще раз:

Не забывайте следить за собой – не забивайте на себя!
Зубы чистим! Лицо умываем! Голову моем! Не теряем расчески! Душ принимаем! Молодые люди бреемся! Носки стираем и т.д. и т.п.

Косметика: во-первых, времени как правило нет. Если время у вас есть – не перебарщивайте. Некрасиво, вызывающе – потечет=)))))

Не появляйтесь перед детьми в неопрятном виде. 
Даже если вы устали и очень хотите спать, всё равно надо следить за своим внешним видом. Не стоит появляться перед детьми неумытым, растрёпанным, в натянутой задом наперёд футболке с огромным жирным пятном и т.д. Не думаю, что стоит объяснять, почему это не хорошо, ведь на такое "чудо природы" смотреть не особо приятно, а вряд ли вам понравится, если ваши дети будут обходить вас стороной, причём посмеиваясь. 



Отношения: Вожатый-ребенок

Существует несколько правил в общении с детьми. Во-первых, никогда не забывайте, о том, что каждый ребенок – личность. И относится к нему нужно именно как к личности, с небольшой поправкой на то, что он еще не до конца сформировавшаяся личность, и от вас зависит, в какую сторону будет двигаться ее формирование. Неправда, когда говорят, что за 18 – 21 день вы никак не сможете повлиять на ребенка. Нет! Очень даже можете. Как в плохую, так и в хорошую сторону. Итак,

Повышая голос, понижаешь интеллект

Раздраженный тон собеседника вообще, а особенно вожатого, воспринимается на бессознательном уровне как оскорбление, и в ответ провоцирует стенку, невосприимчивость к словам вожатого. Кроме того, у маленьких детей возникает чувство страха. Вы ничего не добьетесь от детей, если они будут вас бояться! Они должны вас уважать. А сложно уважать человека, который постоянно кричит. + привыкание, + потеряете голос – что будете делать?!

Какова интонация просьбы, такова интонация ответа

Если не хотите нарваться на грубость, сами не будьте грубыми.
Проследите за своей речью, исключите такие выражения (выражения «училок») как:
Кому неинтересно - может выйти (а если встанут и реально выйдут?).
Откроешь рот - пойдешь прямо к начальнику лагеря. (если вы будете по каждому левому поводу водить провинившихся к начальнику лагеря?)
Ну что же вы не понимаете таких простых вещей! (Ну что ж ты не можешь объяснить таких простых вещей!)
-Немедленно замолчите! (непедагогично любить тишину. Есть другие способы привлечь к себе внимание)
-Смотрите, как бы вам не стало хуже! (Угроза!!!??? Показатель вашей беспомощности)

Если вы хотите чтобы фраза возымела какое-то действие на ребенка – она должна быть со смыслом. Не просто риторическое восклицание, которое они слышат от посторонних тетенек и дяденек на улице и в автобусе. Это не должны быть угрозы и претензии. Во-первых, эти дети приехали сюда отдыхать и лично вам они ничего не должны. Во-вторых, затертые, штампованные фразы, типа «Ведите себя как подобает, на вас смотрят окружающие!» всегда пропускаются мимо ушей. Не только детьми, но и взрослыми.

Не сердись долго на ребенка – это непрофессионально!

Ситуации с обидами лагере. Один раз за сезон как воспитательная мера – хорошо. Но когда это входит в привычку – гнать такого вожатого в три шеи! Во-первых, дети остаются без присмотра, во-вторых, слова от педагога типа: Ох какие дурные дети, ох какие неуправляемые, никаких нервов не хватает – все это показатель непрофессионализма, неоптыности, негибкости вожатого. Ваша задача в лагере – именно это исправить! Вы не господь бог, все люди разные, нельзя всех подгонять под одну гребенку.

Научись все видеть, но кое-что не замечать. Научись все слушать, но кое-чего не слышать

Вы как вожатый должны знать о своих детях абсолютно все! Кто с кем дружит, кто кого недолюбливает, кто в кого влюблен. Вы должны всегда знать, где и чем заняты ваши дети. Но, и это в большей степени касается старших ребят, у них должно быть свободное время! Для личного общения, о котором вы будете знать, но вмешиваться в него без приглашения не имеете права. Исключение – оргпериод и последние дни сезона. Если дети готовят вам сюрприз, а вы об этом узнали, не лишайте их сказки, не показывайте свою осведомленность. Если дети хотят наказать хулигана из своего отряда, который рушит дисциплину, не мешайте им в этом – может быть, это будет даже действенней, чем все воспитательные беседы со взрослыми. Но знайте где и как это будет происходить, чтобы дети не перегнули палку. И главный принцип: С ребятами рядом, на шаг впереди!

Хороший вожатый – добрый вожатый.

Дети никогда не полюбят недоброго вожатого. Любой ваш разговор, любая ваша просьба должны быть с добротой. Но при этом справедливость! Если ребенок провинился, никогда не наказывайте его публично – это оскорбление личности. Только в личном порядке через разговор. При многократном хулиганстве – тактично вывести на товарищеский суд. Но не унижая ребенка. То же самое со стеснительными и замкнутыми детьми. Вообще ваша задача – раскрыть каждого! Ребенок, приезжая в лагерь, попадает в новый коллектив, где его никто не знает, где будучи забитым и слабым в школе, он сможет стать звездой в отряде. И надеется на это! Помогите ему. Как раз возможность за 18 дней изменить жизнь.

Уверенность в себе

«Ляпай, но ляпай уверенно». Никогда не противоречьте себе. Если вы одним детям сказали одно, другим говорите то же самое. Если вы сегодня то-то обещали, завтра это исполните обязательно, или не обещайте вообще. Дети верят вам. Не теряйте их доверия. Так же чтобы избежать проблем в дальнейшем, пропишите заренее в городе и предъявите детям на первой линейке единые педагогические требования. Далее в оргпериод может понадобиться что-то повторить.

Если сомневаешься, хвалить или нет – хвали. Если сомневаешься, наказывать или нет, не наказывай.

Так называемый принцип педагогического оптимизма. Не увлекайтесь наказаниями, иначе они перестанут быть действенными. Наказывайте за проступок, за дело, а не за личностные качества. Избегайте появления любимчиков и нелюбимчиков. Ко всем одинаково! Найдите в каждом ребенке что-то хорошее!
Хвалить нужно за достижения. Причем определяя степень этого достижения, нужно сравнивать ребенка с самим собой до, а не с другими детьми.

Не провоцируйте «Синдром пионерки». 

Синдромом "пионерки" мы называем, по одноимённой песне, девочек (чаще это старший возраст), влюблённых в своего вожатого. Ну и, соответственно, мальчиков, влюбленных в вожатую. Скорее всего, вы от этого никуда не денетесь, и они будут. Ваша задача – не провоцировать их, не подавать им надежду. Они должны сразу понять, что им ничего не светит (а им ничего не светит, ибо упаси вас бог завести в лагере роман с ребёнком). Соответственно не стоит танцевать на дискотеках с потенциальными пионерками, уделять им особое внимание. Я не встречала ещё ни одной пионерки, решившейся на прямое объяснение с любимым вожатым, если же вам такая попадётся, то попытайтесь ей мягко, но чётко объяснить, что она для вас ребёнок из отряда, никак иначе вы её не воспринимаете и воспринимать никогда не будете. Главное, сделать это так, чтобы она не решила, что жизнь кончена. И не стала бы вам это доказывать. 

Не курите при детях. 

Вы можете не скрывать от детей тот факт, что вы курите. В конце концов все мы люди, и все не лишены недостатков, к тому же вы на порядок старше их. Однако правила едины для всех: если вы будете курить на скамеечке перед корпусом, то вы не сможете вразумительно объяснить детям, почему они не могут поступать также. Курить вместе с курящими детьми тоже не стоит. Закрывая глаза на их курение на некоторых условиях, вы идёте им на встречу, покрываете их перед начальством. Куря с ними, вы ставите себя в один ряд, теперь вы тоже делаете что-то тайком, пока никто не видит. А это, согласитесь, не лучший пример. Если вам невтерпёж покурить, вы всегда можете, договорившись с напарником, выйти за территорию лагеря, ведь на вас в отличие от детей, закон территории не распространяется. 

Не употребляйте в лагере спиртные напитки. 

Сухой закон един для всех. Для чего человек едет в лагерь вожатым? Работать с детьми, а значит надо быть в состоянии работать. Напившись, вы вряд ли будете в состоянии плодотворно работать. Даже на трезвую голову вставать по утрам в лагере, мягко говоря, не хочется. Я уж не говорю о подаваемом примере, если вас в таком состоянии увидят дети. 



Отношения: вожатый-вожатый. Вожатый-педагог.

Любые замечания и претензии к напарнику высказывайте только если вы наедине

Что ни говори, а это подрывает его авторитет перед детьми. Если вы будете часто делать замечания при детях, то дети вскоре решат, что вы главный, а он так, и его слушаться необязательно, если же вы будете взаимно постоянно делать друг другу замечания, то это будет ещё хуже. Дети решат (и надо сказать будут недалеки от истины), что вы и между собой-то договориться не можете, постоянно ругаетесь, зачем уж им вас слушаться. Если даже ваш напарник в корне не прав, отведите его в сторону, например, в вожатскую, и спокойно, без детей, объясните ему где и в чём он не прав. Если он делает что-то, что нужно срочно исправить (например, распускает детей, с которыми вы только собрались куда-то идти), сделайте это мягко, так, чтобы у детей сложилось впечатление, что они просто до этого его не правильно поняли. 

Выработайте с напарником систему единых педагогических требований и соблюдайте их. 

Никогда не запрещайте то, что уже разрешил ваш напарник, и наоборот. Чтобы такие ситуации не возникали лучше всего, конечно, заранее выработать общие требования к детям. А иначе вы их провоцируете. Получив отказ у одного вожатого, пойти и поклянчить у другого. Если вы не уверены, можно ли разрешить ребёнку то, что он просит, ответьте что-нибудь уклончивое, типа "я подумаю и скажу тебе" и посоветуйтесь с напарником. Посылать всё время ребёнка к напарнику тоже не хорошо, снова у детей возникает уверенность, что он главный. 

Общайтесь в лагере только с помощью литературного русского языка. 

(Соблюдайте правила великому и могучему русскому языку=)))
Речь идёт как о ненормативной лексике, так и, по возможности, о всяком "мусоре" (словах – паразитах и т.д.). Не пройдёт и нескольких дней, как они от вас этот "мусор" переймут. Употребление мата при детях вообще, на мой взгляд, недопустимо. За все это следует такое же наказание, как и детям за аналогичный проступок. 

Ваш напарник – это вы сами (не пугайте напарником)

Не хорошо быть добреньким за чужой счёт. Если у вас отношения с детьми сложились лучше, чем у напарника, то ваша задача – помочь ему, а не усугублять его отношения с детьми, угрожая им. Наверняка есть что-то, что ваш напарник хорошо делает и что может быть интересно детям, обратите на это внимание детей. 

Работа с напарником – сотрудничество, а не соревнование. 

Имеются в виду соревнования за детскую любовь, за то, кто лучше. Самых хороших результатов вы добьетесь, работая вместе, в спайке. Вдвоём вы сила гораздо большая, чем каждый поодиночке. Так что не стоит трепать нервы себе и напарнику, лучше работать сообща. 

Уважайте сами и добивайтесь уважения со стороны ваших детей к другим вожатым. 

То, что вы для ваших детей самые замечательные вожатые не только в этом лагере, но и на всём белом свете – нормально и естественно. Однако не стоит это усугублять. Свое недовольство и критические замечания по поводу работы, поведения, внешнего вида и т.д. вожатого другого отряда при детях лучше не высказывать. Если дети к вам придут и расскажут про что-нибудь ненормальное (по крайней мере на их взгляд), происходящее в соседнем отряде, попытайтесь это объяснить, ни в коем случае не говорите что-то типа "а, да у них такие вожатые...". Если, допустим, под вами или рядом на этаже располагается отряд младше, вы, в принципе, можете в отбой попугать детей тем, что если они будут громко себя вести, то придёт злой Иван Иванович и будет ругаться. Но стоит объяснить, что он будет ругаться потому, что его детям мешают спать, а не потому что он такой злой и вредный от природы. 

Всегда передавайте напарнику информацию. 

Как начальство, так и дети, естественно будут сообщать всю информацию кому-то одному из вас, обычно тому, кто первым встретился. Это не значит, что напарник должен оставаться в неведении и седьмым чувством догадываться, что допустим обед задерживается, а Васю положили в изолятор. Старайтесь как можно быстрее доносить до напарника информацию с планёрок, а также текущие новости. Если вы видите, что ваш напарник бегает по лагерю и считает детей, не поленитесь рассказать ему, куда и кто отпрашивался именно у вас. Если вы не в состоянии это запомнить – записывайте. Также нелишне сообщить напарнику, если вы решили куда-то отлучиться, вдруг именно в этот момент вы резко понадобитесь ему или кому-нибудь ещё.



Отношения: вожатый-родители

В общении с родителями или другими посетителями необходимо проявлять максимум такта, вежливости. Терпеливо отвечать на все вопросы. Поставьте себя на место родителей – конечно, они волнуются за свое чадо, конечно, им хочется знать о лагере и о вас как можно больше. Если родители переходят на крик, ни в коме случае не отвечайте им тем же, ни в коем случае не иронизируйте и не пытайтесь указать на их невоспитанность. 

Если не получается вести беседу должным образом, к тому же родитель проявляет в ваш адрес откровенную грубость, проводите его к старшему вожатому или начальнику лагеря (в зависимости от того, как у вас в лагере принято и какая проблема послужила причиной такого поведения). 

Никогда не позволяйте себе при детях отмечать некультурность или еще какие-либо отрицательные качества их или чужих родителей (очень часто ребенку может и так быть стыдно за своих родителей). Если посетитель (например, на день открытых дверей) кричит или проявляет другие негативные настроения в адрес кого-либо из вашего отряда, уведите либо ребенка, либо этого родителя под предлогом поговорить наедине. Бывают родители идиоты!!!

Если вам необходимо сделать замечание родителям об их ребенке – используйте метод сандвича: сперва вы отмечаете хорошие качества ребенка, потом указываете на проблему, вас волнующую, и заканчиваете снова на позитиве. Например: ваш Вася интересный, активный ребенок, но порой его активность переходит границы: балуется в столовой, пристает к девочкам и т.д. и т.п., но он участвует в отрядных мероприятиях, в общелагерных концертах, старается… Плохой пример. Почему???? (Потому что это ваша проблема как вожатого и вы ее должны решать)



Отношения: вожатый-администрация

Администрация, старшие по званию в лагере – те же люди, и вы точно так же должны относиться к ним с уважением и пониманием. Грубость – непростительна, она в принципе никогда не решит проблему.
Каждый вожатый имеет четкий календарный план смены, как общий, так и свой собственный, отрядный, которого необходимо придерживаться. Кроме того, как правило, за каждым вожатым закреплено проведение дружинного мероприятия, которое должно пройти на высшем уровне. Вожатый обязан соблюдать и поддерживать традиции лагеря, выполнять общие правила. Подчиняться старшему вожатому.

Помните о том, что в лагерь вы приехали работать – и если старший вожатый указывает на ваши недостатки, принимайте критику к сведению, а не воспринимайте в штыки. Если критика чрезмерна, не пытайтесь нагрубить и ответить ударом на удар. В русском менталитете начальство всегда ошибается, задумайтесь, может вас заслуженно наказывают?

Очень важно: если вашим начальником работает ваш друг, помните, что в рабочей обстановке, он в первую очередь – ваш начальник. Не переносите проблемы работы в личные отношения!
Не роняйте перед детьми авторитет начальства. 

Какое бы оно ни было, а оно всё-таки начальство. Не стоит его обсуждать при детях. Даже если вы пришли с планёрки очень злой и доведённый, не стоит выговариваться при детях, закройтесь в вожатской и выговоритесь напарнику, как достал вас этот директор (завхоз, старший воспитатель, старший вожатый и т.д.). Тем более, если когда-нибудь вам придётся устроить какому-нибудь ребёнку разговор с начальством, авторитет последнего будет в ваших же интересах. Так что о ваших дрязгах с начальством детям лучше не знать. Однако, если вы получили от начальства по шее, например, за то, что у детей грязно в комнатах, то это им вполне можно передать, подчеркнув при этом справедливость претензий и то, что вам пришлось за них краснеть. 

Вы здесь: Home Школа вожатых Лесополянии 2017 Модуль 3. Психолого-педагогические основы деятельности вожатого Тема 5. Вожатый и его отношение к детям. Нормы поведения с детьми.