Тема 8. Проблемы психосексуальных взаимоотношений в условиях закрытого детского коллектива

Сущность и характеристика детского коллектива

Слово «коллектив» происходит от латинского collido, что в переводе означает «объединяю», а латинское collektivus -- собирательный. Таким образом, слово «коллектив» означает «собирательность», т. е. некоторая целостность, единство. Давая педагогическое определение коллектива, Н. К. Крупская отмечала, что детский коллектив «есть группа, сплоченная общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» [5; C. 198 - 199].

Более детально определил сущность коллектива А. С. Макаренко, который писал, что «коллектив -- это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [11; C. 229].

Разные авторы, определяя коллектив, подчеркивают его различные стороны. Так, И. Ф. Козлов, опираясь на идеи А. С. Макаренко, утверждает, что воспитательный коллектив -- это научно организованная система нравственно воспитывающей детской жизни, включающей многообразие видов, форм общественно полезной деятельности и общения. В. Ф. Харламов выделяет в понятии «воспитательный коллектив» жизнь и деятельность воспитанников на основе целей и задач, а также формирование межличностных отношений в работе органов самоуправления, которые характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху и богатством духовных устремлений и интересов [20; C. 347].

Другие ученые называют коллектив детским, школьным, ученическим -- речь идет все о том же коллективе детей в образовательном учреждении. Т. А. Ильина называет ученический коллектив особой организационной формой объединения всех учащихся на основе учебной деятельности.

В психологии также рассматривается сущность коллектива и его характеристики. Психологи в определении понятия «коллектив» подчеркивают его психологическую сущность: коллективами принято называть малые контактные группы, члены которых объединяются на основе межличностных отношений, единства ценностной ориентации, общей деятельности.

На основе анализа существующих в педагогике и психологии характеристик коллектива можно сказать, что детский воспитательный коллектив -- это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями. В этом определении выделены четыре главных признака школьного воспитывающего коллектива. Таким образом, детский коллектив имеет такие характерные черты:

постановка и достижение общественно значимых целей и задач (увлекательных перспектив);

включение школьников в различные виды социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, половозрастных различий;

формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочение коллектива;

выработка правильного общественного мнения;

появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе;

организация действенной работы органов самоуправления;

мажорный стиль жизни детского коллектива: постоянная готовность воспитанников к действию, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности всего коллектива.

Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями, которые можно условно отнести к трем основным группам:

организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т. д.);

воспитательная (формирование нравственности школьников, их отношения к миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера);

стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).

Наукой выделены виды и структура коллективов. Среди них по количеству, составу членов -- первичный и вторичный коллективы. Первичный коллектив -- это группа детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте. Обычно это класс, кружок и т. п. Во вторичный коллектив входят малые, первичные коллективы, непосредственный контакт в больших коллективах бывает не всегда, вторичные коллективы могут объединять разнообразные по составу, направлению работы малые группы. В системе образования это коллективы школ, лагерей отдыха.

Многообразие коллективов в школе, с одной стороны, создает определенные педагогические предпосылки для разностороннего развития каждой личности, с другой стороны, слишком большие и громоздкие структуры затрудняют педагогическую работу на общеколлективном уровне. Она превращается в управленческо-административную. Вместе с тем класс оптимально развивается, если тесно связан и взаимодействует с другими первичными коллективами и с общешкольным коллективом, не замыкаясь в себе.

Сеть коллективов становится все более гибкой и разнообразной, а содержание деятельности разносторонней с постоянно усложняющимися задачами в зависимости от возраста детей и вида деятельности. В разнообразных внутри- и межгрупповых связях со сверстниками и детьми разного возраста, в процессе общения ребенок учится осознавать, выражать и утверждать, себя как творческую личность. Разнообразие коллективов дает возможность школьнику осуществлять разные социальные роли (ученик, спортсмен, организатор, артист и др.). Каждый ребенок включается в систему многообразных коллективных связей и отношений, наиболее полно приобщаясь к социальному опыту. В то же время эти связи способствуют созданию в школе общего эмоционального положительного климата общения между всеми учащимися, ровесниками, старшими и младшими.

В школьной практике применяются различные формы связи первичныхколлективов расширяются межколлективные связи школьников, организуется взаимопомощь в работе, происходит обмен социальным опытом; формируются организаторские, исполнительские, коммуникативные и другие умения воспитанников.

Для организации различных видов деятельности в коллективе создаются органы взаимодействия, руководства, подчинения, управления, в которых школьники выступают как в роли организаторов, так и исполнителей. Уже в первичном коллективе имеется определенная структура: актив класса, органы самоуправления, система временных и постоянных обязанностей и поручений. Деловые, коллективистские отношения накладываются на межличностные. Обратим внимание, что коллективистские отношения -- это отношения между членами коллектива, определяемые тем, как они относятся к общим целям и делу коллектива и какие ценности, нравственные нормы регулируют их жизнь. А. С. Макаренко называл их отношениями ответственной зависимости, подчеркивая единство взглядов, идеалов и верность долгу, общему делу. На основе этих отношений, в которых каждый ребенок идентифицирует себя с коллективом, возможно положительное воздействие коллектива на личность: ребенок принимает законы коллектива; жизнь в коллективе стимулирует его формирование.

Это наблюдение, этот педагогический факт, добытый А. С. Макаренко огромным трудом, позволил ему сформулировать главный закон воспитания в коллективе. Он назвал его законом параллельного действия -- в высокоразвитом коллективе воспитывает не столько педагог, сколько сами члены коллектива, коллективистские отношения. Педагог воспитывает косвенно, через коллектив. А. С. Макаренко описывал такое параллельное действие с юмором и блеском в своих научных и художественных работах. Товарищи по коллективу подскажут, как надо себя вести, а иногда и очень жестко поступят, сказав провинившемуся всю правду на общем собрании. Общественное мнение коллектива, воля коллектива -- сильнейшее воспитательное средство. Оно может быть и страшным орудием насилия, подавления. Поэтому так важно уметь тонко пользоваться силой детского коллектива, поэтому В. А. Сухомлинский, когда едва минуло двадцать лет после смерти А. С. Макаренко, рекомендовал не обсуждать поведение ученика на собрании, точнее, не устраивать из этого обсуждения расправу, не унижать, не травмировать ребенка. Это лишний раз доказывает, что в педагогике нет абсолютных истин, универсальных методов, которыми нам всем хочется владеть и легко решать любые задачи. Закон параллельного действия не отменяет тонкой индивидуальной работы.

Напомним, что наряду с коллективистскими отношениями в группе имеются межличностные, которые преимущественно изучаются социальными психологами. В теории психологии малых групп межличностные отношения определяются как отношения на основе эмоциональных привязанностей, интересов. Группа трактуется как совокупность эмоционально-коммуникативных процессов, как эмоционально-психологическая общность. При этом характер межличностных отношений считается одинаковым для любой малой группы.

Согласно социально-психологической теории коллектива, разработанной отечественными психологами, межличностные отношения в группе опосредствуются деятельностью группы, точнее сказать, уровнем развития группы. Следовательно, в группе высокого уровня развития, т. е. в коллективе, межличностные отношения опосредствуются социально ценной деятельностью, всем строем жизни коллектива как особой группы. Вот эти отношения и называются в психологии, педагогике коллективистскими. Для педагогов очень важно осознавать разницу между коллективистскими отношениями в группе типа «коллектив» и межличностными отношениями в «малой группе». Надо формировать первые и учитывать при этом вторые, особенно на ранних стадиях развития.

Таким образом, детский коллектив является сложным социально-педагогическим явлением, воспитывающей средой, существенно влияющей на социализацию личности и формирование ее нравственных качеств и ориентиров. Он обеспечивает разнообразный опыт деятельности и общения, создает условия для развития организаторских умений и способностей, учит сотрудничеству. Однако влияние коллектива как воспитывающей среды не является односторонним и может быть противоречивым. Будучи активным, каждый ученик, входящий в коллектив, сам может влиять на него, стремясь изменить коллектив в соответствии со своими нормами жизни. По существу, это еще один не менее важный закон воспитания в коллективе: если воспитанник не станет активным участником совершенствования жизни коллектива, то не будет и положительного коллективного воспитания. Иначе говоря, есть такие ситуации, когда член коллектива обязан выступить против неверных, по его мнению, действий группы, убеждать своих товарищей, бороться против их ошибок, но за них. Такая нонконформистская позиция обеспечит социально-нравственный рост всей группы.

Однако не будет правильного воспитания в коллективе и в том случае, если коллектив и педагог проявят формализм, бездушие, безразличие к ученику или, что еще хуже, обнаружат агрессию, стремление во что бы то ни стало сломить непохожего на других.

 

Психосексуальное развитие человека

 

Психосексуальное развитие - один из аспектов индивидуального психического развития, в процессе которого формируются половое самосознание, половая роль и психосексуальная ориентация человека. Начинается с первых месяцев жизни и полностью завершается к 20-25 годам вступлением индивида в период зрелой сексуальности (началом регулярной половой жизни с постоянным партнером).

Фактически уже в пренатальном периоде (с момента зачатия до рождения) происходит развитие и половая дифференцировка гонад, гениталий, а также структур мозга, ответственных за половое поведение, агрессивность, материнский инстинкт, и т. д. Нарушения половой дифференцировки структур мозга могут происходить, если в критический период беременности (7-32 недели внутриутробной жизни) на плод действуют различные патогенные факторы (стрессы у беременной, нарушение маточно-плацентарного кровообращения, прием женщиной таких лекарственных препаратов, как глюкокортикоиды, анаболические стероиды, прогестины, резерпин и др.). Еще в конце 60-х годов прошлого века было установлено, что девочки, родившиеся у матерей, которые для предотвращения выкидыша получали прогестин, отличались высоким интеллектом, по физическому развитию походили на мальчиков, играли в войну, дрались, проявляли независимость и самоуверенность. Вырастая, такие девочки часто становятся руководящими работниками, у них слабо выражен материнский инстинкт, они проявляют агрессивность, бескомпромиссность и неуживчивость в семье. Известно также, что мальчики, родившиеся в блокадном Ленинграде, напротив, отличались мягкостью, покладистостью, домовитостью, любили играть в куклы, что связывают с феминизирующим влиянием стрессов на мужской плод. Таким образом, профилактика нарушений профилактика нарушений психосексуального развития должна начинаться еще до рождения ребенка, поэтому для беременной матери необходимо создание условий, исключающих вредные воздействия на плод.

Российские сексологи Г.С. Васильченко, В.М. Маслов и И.Л. Ботнева (1983, 1990) выделяют три этапа психосексуального развития.

Психосексуальное развитие человека

Возрастные периоды

Этапы психосексуального
развития

Фазы и их основные
проявления

С первых месяцев жизни до
2-4 лет (максимум 5 лет)

I этап. Формирование полового 
самосознания

1-я фаза (выработка установки):
осознание собственной половой
принадлежности и пола других людей 2-я фаза 
(научение и закрепление установки): любопытство, направленное на половые признаки, в том числе изучение половых органов

От 2-5 лет
до 7-10 лет

II этап. Формирование половой роли в
соответствии со своим
полом

1-я фаза:
выработка полоролевых установок
2-я фаза: научение полоролевому поведению в играх

От 7-10 лет
до 18-20 лет
(максимум 25 лет)


чаще 7-10 лет


чаще 11-15 лет


чаще 16-20 лет

III этап. Формирование психосексуальных
ориентации, обуславливающих выбор объекта полового влечения и форм его реализации.

 

1-я стадия - формирование 
платонического либидо

1-я фаза: обожание, платонические мечты, фантазии 
2-я фаза: ухаживания, платоническое общение

2-я стадия - формирование эротического либидо

1-я фаза: эротические фантазии 
2-я фаза: эротические ласки и игры

3-я стадия - формирование сексуального либидо

1-я фаза: сексуальные фантазии 
2-я фаза: начало половой жизни, сочетание сексуальных эксцессов с периодами воздержания и мастурбации

Первому и второму этапам и стадиям третьего этапа свойственна определенная фазность, которая является одной из закономерностей психосексуального развития. В первой фазе (выработка установки) накапливается и перерабатывается информация: на I и II этапах - о существовании полов, о половой роли, на III этапе - об особенностях полового поведения, его внешних проявлениях и сущности.

Первую фазу можно считать завершенной только при наличии внутренней готовности к реализации сформированных тенденций. Во второй фазе (научение и закрепление установки в игровых ситуациях, т. е. «на практике», происходит научение определению половой принадлежности (I этап) и полоролевому поведению (II этап), а на Ш этапе -реализации полового влечения.

В процессе научения апробируются и закрепляются выработанные в первой фазе установки. Социальная изоляция, в первую очередь лишение общения со сверстниками, ведет к искажению сексуального поведения, нарушениям реализации влечения не только у человека, но и у животных.

I этап. Формирование полового самосознания, т. е. осознание собственной принадлежности к тому или иному полу (1-4 года) происходит под влиянием микросоциальной среды, но в значительной мере определяется половой дифференцировкой мозга во внутриутробном периоде. На этом этапе формируются сознание половой принадлежности себя и других людей, уверенность в ее необратимости, после чего любые попытки изменить половое самосознание оказываются безуспешными.

С первых месяцев жизни ребенок постоянно получает подтверждения от родителей, кто он - мальчик или
девочка. Половые различия в игровом поведении детей обнаруживаются примерно с 12-13 месяцев. Девочки чаще просятся на руки к матери, прикасаются к ней, склонны к пассивным играм на одном месте. Мальчики - более активны, непоседливы, избегают длительных родительских ласк. Дети видят членов семьи и одетыми и неодетыми, поэтому к 1-1,5 годам они уже знают (хотя и неосознанно): так выглядит мама, так папа, а так - брат или сестра. В этом же возрасте дети начинают обнажаться и демонстрировать себя окружающим, осматривают и ощупывают свое тело, нередко играют с гениталиями, что обусловлено любознательностью, а не сексуальностью. Именно так они постигают половые различия людей. Если ребенок в возрасте 1-4 лет не имел возможности хорошо рассмотреть отличия в строении тела мужчины и женщины, в дальнейшем он постарается восполнить этот пробел, причем чем позже это произойдет (например, в пубертате), тем выше вероятность возникновения отклонений в половом поведении. В норме о завершении этого этапа свидетельствует тот факт, что при определении ребенком пола окружающих он в равной мере учитывает все признаки половой принадлежности (внешний вид, одежда, строение тела и половых органов) и осознание, что он навсегда мальчик или девочка, а когда вырастет, будет мужчиной или женщиной. Возникает половая идентичность - чувство собственного постоянства, тождественности самому себе душевно и телесно.

Первый этап психосексуального развития имеет и другие важные особенности. В первые 2-3 года жизни у детей формируется речь, происходит становление самосознания (выделение себя из окружающего мира). Микросоциальная среда в этот период ограничивается близкими родственниками, среди которых особую роль играет мать, и небольшим кругом сверстников. Тесный эмоциональный и тактильный контакт с матерью крайне необходим ребенку с первых месяцев жизни примерно до 3 лет, поскольку он способствует дозреванию глубоких структур мозга, ответственных за половое поведение человека и закладке эрогенных зон, что в дальнейшем имеет значение для становления сексуальности (особенно у женщин).

Особая роль здесь принадлежит грудному вскармливанию, которое обеспечивает наиболее тесный телесный контакт между матерью и ребенком. 06щение с матерью, развитие привязанности к ней дает ребенку ощущение безопасности и закладывает основы адекватных, доброжелательных отношений с окружающими. В этом возрасте лишение матери приводит к реагированию на незнакомых людей страхом и агрессией, а затем к формальным отношениям с товарищами, неразборчивости в выборе друзей, чрезмерной жестокости. Став взрослыми, эти лица часто не способны испытывать привязанность к другим людям, в том числе к своему половому партнеру. Следует отметить, что отсутствие материнского ухода, при всех своих проблемах и трудностях, не является фатальным для нормального развития ребенка. Многие специалисты считают, что дети со здоровой «почвой » (без органической патологии головного мозга), воспитанные приемными родителями или даже в детском доме, но получившие достаточно ласки и внимания, могут вырасти вполне гармоничными личностями.

Отметим, что, согласно взглядам Пиаже, дети сначала усваивают стандарты социального поведения, благодаря познанию и исполнению определенных правил, и лишь после этого совершают переход от выученной роли к осознанию своей половой принадлежности. Известно, что дети уже в 1-1,5 года начинают подражать родителю одного с ними пола и в играх демонстрируют соответствующее поведение (мальчики пытаются завинчивать шурупы отверткой, стучать молотком; девочки - пользоваться губной помадой, пудрой, надевать на голову платок и т. п.). По мнению И.Д. Исаева и Д.Н. Кагана (1986), ребенок вначале переживает себя как представителя пола - эта первичная идентичность связана с половой дифференциацией во внутриутробном периоде и стилем общения с ребенком в младенчестве. Затем уже в соответствии с первичной идентичностью он отождествляет себя с родителем своего пола и имитирует соответствующее поведение. Только после этого у ребенка окончательно формируется половая идентичность. В дальнейшем развитии половая роль и половая идентичность функционируют в системе обратных связей, подкрепляя друг друга.

II этап. Формирование стереотипа полоролевого поведения. На этом этапе (обычно до 9 лет) происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка и идеалам маскулинности или фемининности, принятым в той микросоциальной среде, в которой он воспитывается.

Второй этап характеризуется интенсивной социализацией ребенка. В этот период происходит обучение общению со сверстниками, совершенствуются и дифференцируются эмоциональные реакции, формируется характер. Этому возрасту свойственны недостаточное развитие воли и импульсивность поведения, любознательность, доверчивость, подражательность. Развиваются элементы абстрактно-логического мышления. Приобретение личной независимости не означает потери контакта с родителями. Наоборот, родители и их взаимоотношения становятся объектом повышенного внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов.

Правильное полоролевое поведение родителей во многом определяет формирование адекватной половой роли у ребенка. В общении со сверстниками, в первую очередь в полоролевых «семейных» играх, требующих выполнения определенной роли - жениха, невесты, отца, матери, ребенка и т. д., апробируется и закрепляется выбранная половая роль, отражающая различные аспекты человеческих отношений, в том числе и сексуальных. Такого рода «семейные» игры в зависимости от информированности детей охватывают широкий диапазон полоролевого поведения взрослых: от подражания поведению родителей (чтение отцом газеты в кресле перед телевизором, ведение матерью домашнего хозяйства) до имитации полового акта. С поступлением в школу появляются новые образцы для подражания, возрастает роль общения со сверстниками. На этом этапе типично разделение коллектива школьников по половому признаку. Во многом благодаря этому возрастают требования к проявлениям мужественности или женственности, окончательно фиксируя выбранную половую роль.

III этап. Формирование псисихосексуальнык ориентаций. Начинается в 7-10 лет, завершаясь к 20-25 годам, вступлением в период зрелой сексуальности, для которого характерна регулярная половая жизнь с постоянным партнером или супругом.

Если первые два этапа психосексуального развития протекают на относительно «спокойном» гормональном
фоне, то на третьем этапе постепенно начинается и дости гает максимума функционирование эндокринной системы, и в частности половых желез. Формируются личность, социальное сознание, адекватная оценка своих способностей. Происходит эмансипация от семьи, вырабатывается собственное мировоззрение, развиваются высшие эмоции. При отсутствии взаимопонимания в семье подросток только в неформальной группе сверстников может получить интересующую его информацию, обсудить волнующие его вопросы. Увеличение роли стихийных средовых факторов в сочетании со скрытностью подростков представляет благодатную почву для различного рода нарушений становления сексуальности, чему также способствует отсутствие адекватного полового воспитания.

Специфика этапа - формирование психосексуальных ориентации, которые обусловливают в последующем выбор объекта влечения с его индивидуальными особенностями (половая принадлежность, внешний вид, телосложение, поведение и т. д.), необходимость для реализации влечения определенной ситуации и ряда последовательных действий, иногда составляющих целый ритуал.

Третий этап можно условно разделить на три стадии соответственно формированию платонического, эротического и сексуального либидо. На каждой из них четко прослеживаются две фазы. Так, платоническое либидо проходит первую фазу - «детской» влюбленности, желания духовного общения - и вторую фазу, когда происходит их реализация в ходе совместного приготовления уроков, учебы за одной партой, демонстрации знаков внимания к объекту платонического увлечения. При всей своей внешней эфемерности вторая фаза очень значима, поскольку в ходе ее прохождения формируется умение обращать на себя внимание понравившихся сверстников, знакомиться и общаться с ними. Если на этой фазе формирования либидо не происходит его реализации, то романтическая любовь остается не только безответной, но и незамеченной, а трудности, сомнения и неуверенность в себе перенесутся на более поздние стадии формирования либидо, создавая серьезные проблемы при попытках сближения с потенциальным партнером. При гармоничном развитии в платоническую влюбленность включаются сначала отдельные элементы эротического фантазирования (желание остаться наедине, стремление к прикосновениям и ласкам), которые постепенно нарастают, расширяется их диапазон, и они занимают все большую часть свободного времени подростка. При переходе от платонической стадии либидо к эротической подростки начинают проявлять возрастающий интерес к интимной стороне взаимоотношений полов, эротической литературе и фильмам, содержащим сцены свиданий, объяснений в любви. Но даже при самых ярких эротических фантазиях переход ко второй фазе этой стадии можно считать состоявшимся только после их практического воплощения в интимных ласках с партнером. На эротической стадии реализация влечения чаще бывает без оргазма на уровне фрустраций сексуальных, что побуждает к расширению круга сексуальных действий и форсирует переход к последней стадии. Могут также практиковаться формы эротической реализации, подкрепляемые оргазмом: петтинг и мастурбация. Однако пока нет реализации сексуального либидо в половом акте (2-я фаза), существует возможность для различных отклонений от нормального психосексуального развития, которые в дальнейшем могут затруднять проведение гетеросексуального коитуса. Поэтому, чем меньше временной разрыв между началом фантазирования и реализацией, тем гармоничнее стадия формирования того или иного компонента влечения; напротив, чем дольше откладывается реализация фантазий и мечтаний, тем более вычурными и труднее выполнимыми они становятся, все больше отрываясь от нормативных половых контактов. В результате повышенной склонности к фантазированию и задержек реализации либидо, обусловленных социальными факторами, женщины более подвержены отклонениям в психосексуальном развитии.

Этапу формирования психосексуальных ориентаций в норме свойственны, воспринимаемые взрослыми как ветреность и легкомыслие, смена влюбленностей и идеалов, порой наличие сразу нескольких увлечений. Однако это ни что иное, как нормальные проявления отбора методом проб и ошибок тех признаков, особенностей и нюансов платонических увлечений, эротических предпочтений и сексуальных ориентаций, которые в последующем будут включать механизм «неподвластного разуму» полового влечения. Многообразие такого рода признаков в периоде становления сексуальности в последующем облегчает выбор супруга и достижение с ним гармоничных интимных отношений. Напротив, «любовь с первого класса» либо длящаяся годами безответная любовь чаще является показателем трудностей сексуальной адаптации, что проявляется очень узким, ограниченным индивидуальным выбором, затрудняющим формирование зрелой сексуальности.

Для всех этапов психосексуального развития, а также для каждой стадии III этапа существуют общие закономерности. Первая из них - фазность, рассмотренная выше. Вторая закономерность - изменение соотношения роли биологического и социального в становлении человеческой сексуальности. В процессе психосексуального развития биологическая детерминированность этапа полового самосознания относительно ослабевает при формировании полоролевых установок, когда возрастает относительное значение социальных факторов, и еще более маскируется на этапе становления психосексуальных ориентаций, когда гормональный фон определяет лишь интенсивность проявлений сексуальности.

Преемственность и взаимосвязь этапов (стадий), а также их нарушений представляет собой третью закономерность психосексуального развития. На каждом этапе (стадии) становления сексуальности имеются определенные задатки следующего за ним этапа, поэтому выпадение по тем или иным причинам любого из них искажает течение последующих и в итоге становление всей сексуальности.

Разделение психосексуального развития на этапы носит несколько условный характер, так как половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации тесно взаимосвязаны и представляют собой подвижные структуры, которые могут меняться не только в процессе их формирования, но и в течение всей жизни человека. Однако основы всех компонентов сексуальности закладываются при их становлении. Эти процессы и их последовательность достаточно полно отражены в представленной концепции.

 Половое поведение ребенка

Повторим ещё раз этапы и изучим поведение детей на этих этапах.

Сегодняшняя статья, не смотря на психолого-педагогическую направленность и научность представляет интерес для будущих и настоящих родителей. Потому что в ней предполагается рассмотреть параллельно две научных теории, в которых прослеживается становление личности в зависимости  от ее сексуального развития. О том, что в науке пол рассматривается в двух аспектах: биологическом и социальном, я рассказала в статье: Гендер — это вам не секс. Сегодня предлагаю вашему вниманию знания,  которые объясняют влияние биологического на социальное в половом поведении ребенка.

Австрийский ученый Зигмунд Фрейд создал психоаналитическую теорию развития личности, которая объясняет биологию пола.

Основные идеи теории З. Фрейда:

Ребенок сексуален от рождения.

 

Либидо - сексуальная энергия, которая концентрируется в разных частях человеческого организма в зависимости от возрастного периода развития индивида:

  • выступает как проявление инстинктов;
  • инстинктивные влечения определяют психическую жизнь человека в динамике;
  • характер индивида, все его социально-культурные проявления должны объясняться этой психодинамикой;
  • все что происходит с человеком в раннем детстве определяет развитие психики индивида и основные черты его личности.

Энергию либидо можно представить в виде маятника часов, который притягивается особенностями жизненного пути индивида либо к полюсу «эрос» - тяготение к любви, творению добра, позитива; либо к противоположному полюсу «тонатос» - тяготение к смерти, негативу, агрессии.

Ученик З. Фрейда, американский ученый Эрик Эриксон, создатель эпигенетической теории развития личности, которая, накладываясь на психоаналитическую теорию развития личности З. Фрейда, показывает, как при нормальном поэтапном развитии индивид может своевременно приобретать качества, необходимые для психосоциальной адаптации к социальной среде и взаимодействия с ней.

Основные идеи теории Эрика Эриксона:

  • психологические стадии развития личности совпадают с определенными Фрейдом стадиями психосексуального развития, во время которых индивид научается воспринимать себя и свою социальную среду и действовать в ней;
  • становление личности непрерывный процесс, который длится всю жизнь человека, а не заканчивается в восемнадцатилетнем возрасте, как считал Зигмунд Фрейд
  • каждой стадии свойственны определенные особенности развития личности, которые принимают позитивные или негативные значения, в зависимости от того как происходит психосексуальное развитие индивида.

Эти ученые установили, что каждый человек по мере взросления в своем сексуальном развитии постепенно проходит пять фаз:

Первая фаза – оральная (с рождения до года)

Вторая фаза – анальная (с года до трех лет)

Третья фаза ? фаллическая (от трех до шести лет)

Характеристика: ребенок начинает интересоваться тем как он устроен и строением тела других людей. В том числе и половыми органами (собственными и у других людей), иногда добывает первый опыт мастурбации. Если на предыдущих этапах ребенок собственным поведением пытался привлечь внимание матери к тому, что для него было главным источником удовольствия, то на этой стадии мать уже не играет такую важную роль в его психосексуальном развитии. Все дошкольники испытывают интерес к половым вопросам, другое дело, как на это реагируют взрослые, которые заботятся о них. Позволяют ли ребенку этот интерес проявлять, или наоборот ли запрещают это делать. На эту тему можно прочитать Что и как отвечать родителям на половые вопросы детей. 

Важно: в качестве мотивов такой заинтересованности выступает познавательный интерес, а не как думают некоторые взрослые – эротические побуждения. Утолив заинтересованность, дети естественно перключают свое внимание на все что их окружает в этом мире. Если интерес к половым вопросам проявляется наряду с общей любознательностью всем происходящим вокруг малыша значит, ребенок развивается нормально.

Родительские ошибки: употребление взрослыми ласкательных, аллегорических слов, которыми они называют гениталии, чаще всего заканчивается тем, что взрослеющий ребенок начинает стесняться употреблять эти «домашние» названия и расширяет свой словарный запас заимствованными вульгарными грубыми уличными названиями. То, как родители относятся к половым органам ? интонация, мимика лица, тон речи, содержание высказываний – позволяет сформировать у ребенка отношение к собственному телу: или позитивное или негативное, которое перерастает в отношение к себе, как личности. Паническое отношение взрослых к сексуальным играм и проявлениям сексуальности ребенка приводит к формированию у детей неадекватных половых представлений, что угрожает во взрослой жизни расстройствами сексуальной сферы: импотенцией или фригидностью.

Четвертая фаза – латентная (от 6-7 лет до 10-11 лет)

Характеристика:младший школьник активно усваивает социальные роли, межличностные отношения, моральные основы; его сексуальные импульсы подавляются, отходят на второй план.  Об этом в публикации Гендерное воспитание младших школьников. Этот возраст считается идеальным для начала обучения. Сексуальные игры и мастурбация могут иметь место и в этой фазе психосексуального развития, но при правильном педагогическом и родительском руководстве прекращаются, превращаясь в процесс учебы и изучения природного и социального окружения. Более глубоким становиться интерес к интимности и всему, что связано с этим понятием. Дети начинают беспокоиться, насколько их внешность отвечает эталонам в их ближайшем окружении.

Важно: друзей и приятелей дети этого возраста выбирают более как партнеров по играм, чем по личностным качествам. Отношения младших школьников разного пола становятся более эмоциональными. В соответствии с исследованиями, если взрослый человек испытывает неуверенность в общении с противоположным полом, то корни такой неуверенности в этой фазе, поэтому так важно научиться в этом возрасте межличностному общению с противоположным полом. Особенно дети этого возраста наследуют поведение авторитетных для себя взрослых в построении взаимоотношений с противоположным полом.

Родительские ошибки: в вопросах пола с детьми нужно быть правдивыми и объективными, разговор следует вести так, чтобы его содержание отвечало действительности и законам природы. Если предоставлять ребенку недостоверную информацию на его вопросы полового характера, он разувериться во взрослых, не будет им доверять и станет относиться как к обманщикам.

Пятая фаза генитальная (от 10-11 до 18-19 лет)

Характеристика: наступление половой и репродуктивной зрелости при личностной незрелости. Взрослеющий ребенок развивается чувственно. Подростки отличаются гиперсексуальностью, направленной на полового партнера.

Важно: многие подростки испытывают сомнение и неудовлетворение по поводу своего внешнего вида, вне зависимости обоснованы эти сомнения или нет. Чаще всего эталоны в подростковом обществе завышены. Они влияют на выбор одежды и на манеру ее носить: немногие из подростков осмелятся одеть то, что не котируется в кругу их ровесников. Диапазон суррогатных форм половой активности растет. Взаимные ласки без полового акта (петтинг) - является нормой поведения подростков. Многие получают опыт мастурбации.

Родительские ошибки: тинейджеры хотят знать о сексе все, поэтому проявляют повышенный интерес к эротическим изданиям и порнопродукции. Важно в этом возрасте сохранить доверительные взаимоотношения со взрослеющим ребенком, чтобы помочь ему воспринимать свою сексуальность как важную жизненную ценность и одновременно принять те морально-этические нормы общества, по которым строится его половое поведение.

Базовые личностные качества, по мнению Эрика Эриксона формируются на вышеперечисленных пяти фазах психосексуального развития человека:

  1. Доверие или недоверие к миру.
  2. Самостоятельность или нерешительность.
  3. Настойчивость или чувство вины.
  4. Умелость или неполноценность.
  5. Идентификация личности или путаница половых ролей

Влюблённость в подростковом возрасте

      К 11-12 годам к нашим детям приходит первая любовь. Это новый взрослый способ взаимодействия с противоположным полом. 
Конечно, любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская, и больше похожа на увлечение. Вожатые летних лагерей, наверное, неоднократно отмечали одну особенность подростковой влюбчивости. 
Например, в начале смены мальчик влюблен в одну девочку, в середине ревнует другую, а в конце смены обменивается телефонами с третьей. И ведь каждая из привязанностей имеет вполне серьезные намерения, в которые сам мальчик (и девочка) искренне верит. Но на самом деле не все так просто. 

     Появившееся чувство взрослости, интенсивное развитие тела, повышенный гормональный фон - все это способствует изменению отношений между мальчиками и девочками. Пропадает непосредственный интерес общения. 
Они начинают воспринимать друг друга как представителей разных полов.

     Начинается процесс идентификации со взрослым — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и желательных для себя.

     Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной, девочка - женщиной. Прическа, особенности внешности, манера держаться — все это дает сведение о том, какой я как мужчина (или я как женщина). 
Именно поэтому для подростка в это время на первый план выходит собственная внешность. Личная привлекательность начинает играть первостепенную роль в глазах сверстников.

     А вот ответ на свой вопрос Как должны выглядеть настоящие мужчины и женщины? подросток зачастую находит в тех программах, которые смотрит. Образы актеров и эстрадных певцов становятся объектом подражания. 
И вот тут опять вспомним о физическом развитии ребенка. Ведь именно диспропорции в развитии между мальчиками и девочками могут послужить источником многих переживаний. 
В физическом развитии девочки опережают мальчиков. Поэтому на их фоне мальчики выглядят меньше и как бы мельче. Все это может вызывать чувство неполноценности у подростка (особенно отличают других по росту, полноте). И в этом случае ему бывает так необходима поддержка близких взрослых!
     Возникающий интерес к противоположному полу сначала принимает странные, неадекватные формы. Так, появившееся явное или неосознанное желание иметь взрослые отношения мальчика с девочкой может выразиться в прямо противоположном поведении. 
Примером этому является проявление подростками нежности к девочкам. С одной стороны, такое поведение подвергается насмешкам. В то же время общаться с предметом любви, как раньше, уже не получается. 
Именно поэтому любовь и нежность подростка трансформируются в поведение, внешне противоположное влюбленности - типа дергания за косички. Но это и есть форма привлечения к себе внимания. 
И девочки обычно это осознают и не обижаются, а в свою очередь демонстрируют свое внимание - игнорированием объекта привязанности. Вот такой парадокс. Ведь легче общаться с кем-нибудь другим, чем с тем, в кого влюблен. Из-за этого объект любви часто вообще разделяется: например, одну девочку любят идеально (на нее смотрят, вздыхают, но не осмеливаются подойти), а проявляют отношения (гуляют) с другой.
     Постепенно исчезает непосредственность общения, появляется скованность либо стеснительность при общении с противоположным полом. 
Подростки начинают испытывать напряженность от ощущения влюбленности. Это дает еще большую внешнюю изолированность в отношениях между мальчиками и девочками. 
     И теперь о предмете своей влюбленности девочки говорят на ухо подружке (реже — группе сверстниц), тайно вздыхают. А мальчики как бы случайно оказываются рядом с понравившейся девочкой на дополнительных занятиях. 
Редко когда в этом возрасте (11-13 лет) открыто выражают свои симпатии. Ведь надо суметь и преодолеть свою скованность, и противостоять насмешкам со стороны сверстников. А это сложно. 
Поэтому общение становится больше однополое: мальчики с мальчиками, девочки с девочками. Даже в командных мероприятиях или играх типа ручеек предпочитают выбирать, что называется, своих.
     Помогите подростку осознать свои чувства. Подскажите сыну (дочери) ту форму взаимоотношений с предметом его увлечения, которая будет наиболее приемлема в данной ситуации.
     Старшие подростки (14—15 лет) общаются между собой более открыто. В их круг общения включены приятели обоих полов, и отсутствие взаимности приводит к сильным негативным эмоциям. 
Общение со сверстниками противоположного пола бывает очень интенсивным, и ему придается большое значение. Именно такая привязанность волнует родителей. Многие мамы-папы знают, что предмет страсти может сбить их дорогого ребенка с правильной дороги. Ведь ради любимого подростки совершают невероятные глупости, о которых потом долго жалеют. Поэтому родители и возмущаются начавшимися свиданиями дочерей, их поздними возвращениями домой. 
В этот период любимый человек становится для наших детей главным в жизни, а значит, самым умным решением будет познакомиться с предметом страсти вашего ребенка, узнать его как личность. 
Тогда вы сможете решить, надо ли влиять на развитие их отношений. И если да, то будете знать, как это сделать. Пусть их отношения развиваются у вас на глазах. Так спокойнее. И вы всегда будете в курсе дела и сможете вовремя поддержать ребенка и помочь советом.
     Для подростка же первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника, поиск взаимных компромиссов является началом развития умения прини¬мать людей вообще. 
Со временем подросток выделяет в других все больше личностных качеств и переживаний. Это развивает в нем способность оценивать как других, так и самого себя.
     Общение со сверстником противоположного пола является непосредственной причиной для оценки своих переживаний. Следовательно, происходит накопление личного опыта.
     В этих отношениях подростки очень ранимы. Они нередко сравнивают или отождествляют себя с героями фильмов, литературных произведений. 
     Часто в мечтах строят отношения с другими по определенному идеальному сценарию, в котором сбываются надежды. Эти мечты помогают им принимать решения в фантазиях, проигрывать их, а потом переносить в реальную жизнь. Именно в эту пору многие подростки пишут дневники, стихи, в которых отражают свои переживания.
     Стремление нравиться становится одним из самых важных стремлений подростка. Особое значение придается взглядам, улыбкам. 
Взаимные переглядки на уроках уже ко многому обязывают — это признак принадлежности предмету привязанности. Потом, на переменках, девочки с гордостью говорят друг другу: Ты видела, КАК он на меня смотрит! 
Эти взгляды будоражат фантазию подростков, побуждают к ответному поведению в том же духе. Если же ответных взглядов нет, то можно услышать отчаянное: Он меня не любит! Что мне делать?
     Особую цену приобретают прикосновения. Руками изучают, говорят, информируют. Руками выражают всю внутреннюю напряженность души и тела. 
     Эти прикосновения запомнятся на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, не принизить их, не опошлить.
     Для подростка эти отношения очень серьезны! Помните? Максимализм и идеализация. А значит, любовь - единственная, серьезная и на всю жизнь! 
     И первые разочарования бывают настолько сильными и действительно неожиданными для ребенка, что он иногда не в силах справиться с нахлынувшими на него чувствами и болью.
     И тогда рядом должен быть друг. Лучше всего взрослый — родитель или значимый для ребенка человек. Он сможет поддержать, объяснить, утешить. Если рядом такого человека не окажется, то горе может настолько сильно захлестнуть, что подросток (а ведь, в сущности, он еще ребенок!) не сможет сам справиться с потоком эмоций. И тогда может случиться непоправимое. 
Достаточно большое число суицидов в этом возрасте подростки совершают из-за несчастной любви или чувства одиночества... В этом возрасте подростки очень ранимы и при всей своей взрослости испытывают потребность поделиться переживаниями, рассказать о событиях своей жизни именно родителям, в чьей поддержке они по-прежнему нуждаются. Но самим им трудно начать столь близкое общение.
     Постарайтесь сохранить доверительные отношения с вашим ребенком, будьте ему другом. Поддержите его в трудную минуту, не осуждая и не читая нотации. Просто будьте рядом и первыми пойдите на контакт.
     Одни подростки бурно и открыто переживают свои отношения с противоположным полом. Зачастую именно эта экспрессивность и помогает им пережить разочарование. 
     Другие подростки не переживают столь открыто и сильно. Но и они мечтают о прекрасном принце (принцессе), а когда начинают симпатизировать кому-нибудь из сверстников, то не выражают это при всех. 
    Они лишь тайно подглядывают за предметом страсти в те моменты, когда им кажется, что их никто не видит. Но и их любовь такая же краткая. А иногда подросток больше, чем реального человека, любит свою мечту о другом, свои фантазии. 
     Но как бы то ни было, эти первые чувства зачастую оказывают такое сильное воздействие на душу подростка, что воспоминания о них некоторые проносят через всю жизнь, ища отголоски этих переживаний во взрослой жизни...

 

 

 

Вы здесь: Home Школа вожатых Лесополянии 2017 Модуль 3. Психолого-педагогические основы деятельности вожатого Тема 8. Проблемы психосексуальных взаимоотношений в условиях закрытого детского коллектива