Тема 9. Особенности формирования временного детского коллектива

1. Общая характеристика детского коллектива.

Разработка в педагогике теоретических основ

коллективного воспитания

Идея коллективного воспитания появилась еще в древние времена у егип­тян, у спартанцев, в замках средневековья. Многие педагоги на протяже­нии всей истории подходили к мысли о необходимости организации детс­ких воспитательных коллективов. В какой-то мере эту задачу пытался ре­шить швейцарский педагог XVII века Г. Песталоцци. В созданных им приютах он строил воспитание по типу семейного коллектива, в котором царили благожелательные взаимоотношения и постоянная трудовая атмос­фера. Эту же проблему теоретически выдвигал в Германии Вильям Август Лай(1862—1926 гг.), указывая о необходимости создания воспитательных детских объединений, в которых дети в процессе коллективной деятельно­сти легче бы приучались соблюдать правила и нормы поведения.

Проблемы детского коллектива начали интенсивно изучаться в отече­ственной педагогике и психологии в послеоктябрьский период в связи с постановкой задач коллективистских качеств у учащихся, утверждения прин­ципа воспитания в коллективе и через коллектив. С начала 20-х до 60-х гг. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдель­ные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук (в философии, социальной психологии, социологии, юриспруденции). Наи­более заметные работы, посвященные различным аспектам детского кол­лектива и коллективного воспитания в 20—30-е годы, принадлежали Е. А. Ар-кнну, В. М. Бехтереву, П. П. Блонскому, А. С. Залужному, Ф. Ф. Короле­ву, М. М. Пистарху, С. Т. Шацкому и др. Один из значительных выводов того времени —коллектив «не есть сумма отдельных индивидуумов, а суще­ственно новое явление» (Е. А. Аркин). Особенное значение для развития теории коллектива и методики коллективного воспитания имеют труды Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.

Н, К. Крупская дала всестороннее обоснование преимуществу коллек­тивного воспитания детей и подростков. В своих многочисленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические основы и показала конкрет­ные пути формирования детского коллектива. Н. К. Крупская рассматри­вала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. «Только в коллективе,—писала Н. К. Крупская,—может наиболее полно, наиболее ярко развиваться и выявлять себя отдельная личность и взрослого и подростка. Коллектив не поглощает личности ребенка, но влияет на каче­ство воспитания, его содержание». Н. К. Крупской принадлежат идеи свя­зи детского коллектива с широкой социальной средой и основы гуманиза ции межличностных отношений, самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации п др.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опыт­ной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий. Он пер­вым на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива, как эф­фективной формы организации воспитанников, способствующего всесто­роннему развитию личности каждого ребенка Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллективистской системы воспи­тания в масштабах всей страны. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время прак­тику воспитания

Особый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А. С. Макаренко. Он создал цельный опыт воспитания «в коллективе», и «через коллектив», описал и проанализировал роль коллектива в своих литературно-педагогических сочинениях. Идеальным первичным коллек тивом А. С. Макаренко считал возможным называть только такой коллек­тив, который одновременно ощущает и свое единство, и спаянность, и кре пость, и в то же время ощущает, что это не компания друзей, которые договорились, а это явление социального порядка, коллектив, организа­ция, имеющая какие-то обязанности, какой-то долг, какую-то ответствен­ность. Он первым обосновал всесторонне стройную концепцию воспита­тельного коллектива, пронизанного гуманистическими идеями. Педагоги­ческие принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему прав и обязанностей, определяющих соци­альную позицию каждого члена коллектива Система перспективных ли­ний, методика параллельного действия, отношения ответственной зависи­мости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать все лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищен­ность, уверенность в своих силах, сформировать посюянную потребность движения вперед

Последовательное развитие идеи А. С Макаренко получили в педагоги ческнх трудах и опыте В. А. Сухомлинского. Для В. А. Сухомлинского «кол­лектив — это не какая-то безликая масса. Она существует как богатство индивидуальностей Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он приносит в коллектив, что дает другим людям, что от него берут люди. Но богатство каждой личности —это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива Коллектив становится воспитывающей силой при наличии такой совместной деятельности, в кото­рой раскрывается высокая идейная одухотворенность труда благородными моральными ценностями». Усматривая задачу школы в обеспечении твор­ческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического про­цесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллективом.

В 60-е и последующие годы педагогика детского воспитательного кол лективд обогатилась результатами многих исследований, сложились науч­ные школы педагогики детского коллектива — Т. Е. Конниковой (Ленин­град), Л. И. Новиковой (Москва).

Основу концепции детского коллектива Т. Е. Конниковой составило по­ложение о том, что коллектив воздействует на личность в меру активности самой личности, точнее, в меру нравственно ценной активности личности.

Л. И. Новикова сформулировала положение о том, что детские воспита­тельные коллективы представляют собой ячейку общества, в которой скла­дываются ведущие отношения, нормы, ценности, присущие этому обще ству; социальную микросреду, через которую личность воспринимает все многообразие воспитательного воздействия общества; базу накопленного социально ценного опыта деятельности, взаимоотношений, поведения, аре­ну реализации школьником своих интересов, способностей, притязаний, социальных ролен, арену его самоутверждения.

В последующие десятилетия педагогические исследования были направ­лены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т. Е. Коннико-ва, Л. И. Новикова, М. Д. Виноградова, А. В. Мудрик, О. С. Богданова, И. Б. Первин и др.). Именно в эти годы была создана методика коллектив­но-организаторской деятельности, ставшей известной впоследствии как ком­му нарекая методика И. П. Иванова. Разработка принципов и методов сти мулировапия коллективной деятельности посвятили свои исследования Л. Ю. Гордин, М. П. Шульц и др., развитию воспитательных функций кол­лектива и самоуправлению в нем—В. М. Кротов, разработке педагогичес­кой инструментовке деятельности коллектива—Э. С. Кузнецова, Н. Е. ЩуР~ кова. Интенсивному изучению подвергается проблематика коллектива в 60-е и последующие годы в социальной психологии. Наиболее известными в изучении психологии детского коллектива становятся научные школы А. В. Петровского (Москва), Л. И. Уманского (Курск-Кострома).

любая

Традиционно в отечественной терминологии закрепилось два значены

понятия «коллектив»: широкое, когда под коллективом понимается

организованная группа людей (завод, цех, бригада, школа, класс, отряд. дружина, детское объединение и т, д.), и более узкое, социально-психол гическое и социально-педагогическое значение, когда под коллективом нимают (вслед за А. С. Макаренко) высокий уровень развития групп.

В последнем, узком значении, «коллектив —это группа людей, составляю­щая часть общества, объединенная общими целями и мотивами совместной деятельности, подчиненная целям этого общества». При этом, «положение, что цели деятельности коллектива не могут быть замкнуты в нем самом, а должны быть вынесены за рамки данной группы, — это не требование к коллективу, а его сущность» (К. К. Платонов). «В коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимоотношения людей, опос­редованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, г. е реальным его содержанием». (А. В. Петровский). Об уровне развития группы как коллектива можно судить по развитости таких ее характеристик, как содержание нравственной направленности (интегратнвное единство ее це­лей, мотивов, ценностных ориентации), организационное единство, груп­повая подготовленность в области той или иной сферы деятельности, пси­хологическое единство —интеллектуальная, эмоциональная, волевая ком­муникативность (Л. И. У майский).

В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся спло­ченностью, интегративпой деятельностью, коллективистской направленно­стью Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психо­логической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм — в группу-коллектив.

Нижним уровнем формирования коллектива является г р у п п а - к о н-гломерат (группа незнакомых ранее детей, оказавшихся (или собран­ных) на одном пространстве и в одно время). Взаимоотношения в группе и их взаимодействия поверхностны и ситуативны.

Если же начальное объединение произошло, дети приняли статус «пер­вичного коллектива», цели каждой личности в группе проектируются зада­нием, группа поднимется на одну ступеньку •-- она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладыва­ется первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива, группе меняются межличностные отношения, и группа переходит на сле-ДУющую ступень -к группе-кооперации

Следующая ступень — г р у п п а - а в т о н о м и я, которая характери-У тся высоким внутренним единством. Для такой группы характерны ность и спаянность. Однако группа-автономия может уйти в сторону оллектива к корпорации. Это может случиться, если группа изолиру-он я от Других данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если Цел| аЧНет^л1)0'ГИЕОПОСта'5ЛЯТЬ себя другим группам и осуществлять свои По юоон ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае повоГ еТСЯ КоРп°Ратнъная направленность как «групповой эгоизм» и труп а сама группа превращается в группу-корпорапшо лжеколлектив. Если группа выходит на межгрупповое взаимсюбщепие и взаимодействие, то в такой группе проявляется коллективистская на­правленность, и она становится г р у п л о и - к о л л е к т и в о м.

В летних оздоровительных лагерях можно увидеть, как большинство отрядов проходят путь от групп-конгломератов и номинальных групп через ассоциации (первые 4—5 дней 24-дневной смены), а затем к автономизации и временным коллективам (последняя треть смены).

Многоплановое развитие группы может быть охарактеризовано как кол­лектив. Чтобы доказать это, необходимо сопоставление самого низшего уровня группы— группы случайно собранных людей, часто именуемой кол­лективом. Сопоставление полярных характеристик выявляет высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личнос­ти, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхожде­ние в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет вхождению в социум без потери лич­ностного своеобразия.

В любой другой малой группе, в ассоциации, кооперации, корпорации человек не находит такт'! степени защищенности и, в то же время, такой степени свободы проявления своего «Я», как это предоставляет ему кол­лектив. В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается ус­пехом. В диффузной же группе, полярной противоположности коллективу, личность подавлена, несвободна, боязлива, опаслива и поэтому в деятель­ности ие достигает максимального для нее успеха

Учебно-воспитательный коллектив —это важнейший фактор целенаправ­ленной социализации, воспитания личности. Органическое единство лич ного и социального рождается в коллективной общественно-полезной дея­тельности и проявляется в коллективизме.

Ко л л е ктив из м — это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А. С. Ма­каренко была реализована в период с 1930 по 1980 годы. Она получила известность во всем мире как система коммунистического воспитания. Ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого об­щественные интересы должны быть всегда выше личных. Однако, присут­ствующие у Макаренко и Сухомлинского идеи индивидуального воспитания детей, учеными и педагогами в советские годы игнорировались. В 90-е годы XX столетия в обществе был объявлен приоритет развития лич­ности человека, стало ясно, что необходимо искать «новые?» пути воспитания подрастающего поколения. Теоретики, познакомившись с трудами западно­европейских и американских педагогов, обнаружили педагогику свободного воспитания, в основе которой лежит воспитание индивидуалиста вне коллек­тива. Эта система активно стала пропагандироваться в российских школах.

Все чаще стали вестись разговоры о том, что коллектив, якобы ограничивает свободу личности, не дает возможности развитию его индивидуальности и насаждает среди воспитанников конформизм (or лат. conformis — подобный, сходны) и нивелировку личностных качеств (сглаживание различии). Все это далеко от научной истины, т.к. заключенные в коллективе большие воз­можности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания.

Дело в том, чтобы понять другого, надо самому пережить многое. Чело­век, который сам не переживал сильных эмоций, сам не думал, никогда не поймет другого В одиночку человек может развиваться до определенных пределов, очень незначительных, и только опыт его и опыт других сверст­ников дает ему материал для сравнения и поведет ребенка вперед. Чем шире будет этот усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше выне­сет из него ребенок, тем более приспособленным к общественной жизни человеком он будет расти. Ведь не случайно в последнее время на Западе повышается интерес к методике коллективного воспитания с тем, чтобы использовать ее элементы в целях улучшения воспитательной работы в сво­их детских учреждениях.

Педколлектив ВДЦ «Океан* с 1994 года пытался сориентироваться в сложившейся ситуации в педагогике. Поиск новых технологий, изменение некоторых подходов к содержанию педагогической деятельности позволи­ли педагогам утвердиться в жизненности коллективного воспитания и не­обходимости разработки методики индивидуального воспитания ребенка в соответствии с запросами современного российского общества.

2. Понятие коллектива и основные стадии его развития

Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — социальная общ­ность людей, объединенных на основе общественно-значимых целей, об­щих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения (Б. Л. Вульфсон).

Признаки коллектива

КОЛЛЕКТИВ

 
 

-

 

_

 

отношения ответствен ной .зависимости

единая общественно значимая цель

   

органы самоуправления

совместная общественно-поле 5ная деятельность

     

группа детей

В социологии изучают преимущественно трудовой коллектив, в психо­логии—контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаи­модействии, в педагогике—организованные общности детей и взрослых.

Понятие коллектива указывает на объединение людей, на существова ние между ними связующих отношений В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные, Деловые отношения основываются на совместной деятельности по реше нию социально значимых задач, на поддержании и соблюдении уставов ленных в том или ином объединении организационных зависимостей, пра вил и порядков Личные же отношения основаны на личных привязанное тях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом, сферу узколичноп деятельности Деловые отношения отнюдь не исключают лич ных симпатии Наоборот, они становятся крепче, если подкрепляются лнч нымп симпатиями Гчавным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимо стен между членами коллектива

Круговая порука и всепрощение, в основе которых лежат личные узко групповые симпатии и антипатии, считаются антиподом колчектива и кот лективнзма

Коллективы 5 м (от лат coltectivu\ — собирательный) — нравствен ныл принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплоченности

Детально определял сущность коллектива А С Макаренко «Нелыяпред ставить себе коллектив,—писал он,—если взять попросту сумму отдельных лиц Колаектив —это живой социальный организм, который потому и орга in-MM, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соот ношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и кол лектива, а есть просто толпа, сборище» Таким образом, воспитательный коллектив —это такое объединение детей и подростков, жизнь и деятель ность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной за висимостью, стремлением к общему успеху, богатству духовных отношений п интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности

Исходя из dToio определения, становится понятным, что создать такой коллектив сразу нелъш, для этого требуется длительное время В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педаго гическим требованиям

Первая стадия в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к де тям Требования, высказанные в форме, не допускающей возражений, не обходимы на первых порах в каждом коллективе

Вторая стадия развития этого требования, когда на сторону пе дагога перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около педагога организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину

И, наконец, третья стадия развития -этого т ребования, когда тре бует коллектив Это тот результат, который вознаграждает педагога за труд первого периода Когда требует коллектив, когда коллектив «спелся» в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой Иногда говорят, что требования не могут выступать в качестве единственного параметра, характеризующего разви тие воспитательного коллектива Л И Новикова выделяет стадию силоне ния коллектива, стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех детей и, наконец, стадию, когда важнейшей заботой коллектива долж но быть воспитание каждого ребенка, забота о благополучной позиции каж дого, правильная регуляция отношений между всеми членами коллектива

3. Классификация типов коллективов

Существует различная классификация типов коллектива Некоторые классификации основываются на критерии длительности существования коллектива и включают длительно существующие коллективы (класс, группа, кружок, клуб), временные (отряд, экспедиционная ipynna), ситуативные или кратковременные (творческая группа, совет дела и др )

Процесс воспитания не может протекать нормально, если ребенок не яыяется чтеном хотя бы одного из таких «необязательных» коллективов

Классификация по степени сложности структуры коллектива выделяет первичный коллектив (класс, учебная группа, кружок, отряд и т п ) и вто ричнын (совокупность классов —школьный коллектив, совокупность учеб ных групп — коллектив ПТУ, коллектив Дворца творчества, дружина и т п )

Характер воспитательной работы в коллективе зависит от его типа и структуры

Признак кочлектнва

Тип коллектива

Число членов

б()1ЫШШ

средний малый

Принадлежность к полу

мужской женскни

Возраст

детским в арослый

Характер ведущей деятельности

>чебнын класс, бригада кружок отряд

4. Структура коллектива

Структура (строение) коллектива определяется в зависимости от его типа. В таблице приведены наиболее общие элементы этой структуры. Их содер­жание меняется в зависимости от типа. От того, какая структура сложилась в коллективе, зависит характер воспитательной работы, ее содержание.

Формальная (задается извне)

Неформальная (вкладывается стихшшо)

1 — первичный коллектив

2 — органы самоуправления

3 — система социальных ролей

4 — система отношений

1 — микрогруппа

2 — система отношений

Детский коллектив имеет формальную (официальную) струк­туру, как правило, задаваемую взрослыми, и неофициальную, воз­никающую стихийно в виде дружеских, приятельских и других объедине­ний. Формальная структура —официально избранный орган самоуправле­ния. Структура органов самоуправления каждого коллектива должна быть индивидуальна Она совершенствуется и развивается по мере развития кол­лектива, интересов его членов. В зависимости от конкретной ситуации мо­гут создаваться как постоянные так и временные органы. Обычно органы самоуправления избираются на собрании (сборе). Временные органы само управления могут занять статус постоянно действующего, а постоянно дей­ствующие могут выполнить свою задачу и необходимость в них просто ис­чезнет. В руках педагога органы самоуправления являются надежным сред­ством, обеспечивающим педагогику сотрудничества в реальной жизни

Большое влияние на сплоченность н жизнедеятельность коллектива ока­зывает его неофициальная структура. В любом коллективе в процессе дея­тельности, общения спонтанно возникают небольшие группировки, имею­щие сходство взглядов, симпатии, общие интересы. В этом неформальном объединении ребенок стремиться занять удовлетворяющее его положение, приобретает опыт общения, необходимый для формирования личности. Хорошее знание неофициальной структуры коллектива позволяет педагогу формировать высшую ступень кооперации —кооперацию взаимодействия.

Наиболее авторитетные объединения подростков определяют нормы п ценности всего коллектива. Псотому педагогу необходимо добиваться, чтобы группировки с наиболее высокими духовными ценностями стали са­мыми авторитетными. Итак, формальные структуры коллектива (советы, комитеты п др.) базируются на деловых, социальных отношениях, а не формальные на личностной симпатии или антипатии, на узко-групповых интересах и стремлениях.

Основная цель работы педагога с данными структурами заключается в развитии правильных и здоровых межличностных отношений, в укреп­лении деловых отношений в коллективе. Важнейшие средства и методичес­кие основы воспитания детского коллектива

Методика создания и воспитания детского коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех детей в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во-вторых, необходимо орга­низовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла детей в дружный и работоспособный коллектив.

Средства воспитания детского коллектива:

— разнообразная деятельность,

— специальная методика, направленная на создание и воспитание

сплоченного коллектива. Педагогическую основу этой методики составляют:

— умелое предъявление требования к детям;

— воспитание детского актива;

— организация увлекательных перспектив в познавательной, трудовой, художественной, спортивной, общественной, ценностно-ориентацион-ной, коммуникативной деятельности;

— формирование здорового общественного мнения;

— создание и развитие положительных традиции коллективной жизни;

— организация процесса интересного общения со сверстниками, со взрослыми

5. Предъявление требований к детям как фактор создания и воспитания коллектива

Организация и сплочение воспитательного коллектива во многом зави­сят от первоначальных вкладов в его организацию, от организационного периода.

Методика предъявления единых педагогических требований

Первое. Начинать учебно-воспитательную работу нужно с четкого оп­ределения норм и правил поведения. Необходимо без излишней назида­тельности спокойно разъяснить детям, как следует вести себя в помещении, на уроках, на переменах, на занятиях в студиях, на кружках, во время массовых мероприятий, как относиться друг к другу, к взрослым людям, к малышам, к людям различных профессий, национальностей. Такой раз­говор с детьми оказывает сильное воспитательное воздействие и влияе! на их поведение. Психологической основой воспитательного влияния перво­го разговора о требованиях к поведению детей является то, что они сразу обнаруживают те противоречия, которые имеются между наличным и не­обходимым уровнем их развития. Все это заставляет их задуматься, и вызывает потребность в улучшении своего поведения. К тактичному и благожелательному предъявлению требований к детям необходимо при­бегать и в процессе дальнейшей работы, стимулируя их к нравственному развитию и преодолению имеющихся недостатков.

Второе. В методике предъявления требований большое значение имеет приучение детей к соблюдению установленных в детском учреждении норм и правил, выработка навыков и привычек поведения. Вот почему важней­шим компонентом этой методики является «организация упражнений в пра­вильном поступке» (А. С. Макаренко). Словесные требования не дают дол­жного эффекта. Детям не надо говорить о недостатках в их поведении, в учебной работе, а упражнять, учить практически всему!

Третье. Существенное .значение имеет соблюдение меры в предъяв­лении требований к детям. Нельзя предъявлять слишком много требований и делать их невыполнимыми для детей.

Четвертое. В процессе предъявления требований необходимо учи тывать настроение в коллективе и общественное мнение детей. Только со­здавая условия для стимулирования, активной деятельности детей, можно постепенно усложнять требования к улучшению их успеваемости и разно­образной коллективной деятельности.

Итак, педагогическое требование — это предъявление ре­бенку культурной нормы отношения к человеку, труду, науке, прекрасно­му, обществу. Оно всегда должно быть доведено до логического конца. Требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой дей­ствий. Требование должно быть доступным на данный момент развития ребенка. При предъявлении требования необходимо концентрировать вни­мание ребенка на детали его выполнения.

При предъявлении требования педагогу необходимо выполнение ряда условий, а именно1

— этичность формы предъявляемого требования;

— установление личностного контакта с ребенком;

— тон произносимого требования;

— целесообразность и разумность требования

Тем педагогам, которых все еще пугает слово «требование», предлагает ся спросить у детей, любят ли они строгих преподавателей? В ответ можно услышать, что строгих уважают, а вот к нестрогим дети сами предъявляют требования.

6. Принципы развития коллектива

Принципы вытекают из объективных закономерностей процесса воспи­тания и реализуются в комплексе. Приведем лишь некоторые принципы:

— перспективных линий;

— движения;

— традиций;

— параллельного действия и др.

Возможны два пути формирования личности:

— непосредственное воспитание личности (воспитание —личность);

— воспитание личности через коллектив (воспитание —коллектив—личность).

Общий момент —воспитание осуществляется в системе.

Развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательно­сти и динамики его деятельности. А С. Макаренко сформулировал закон движения коллектива, суть которого состоит в том, что коллек­тив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов и оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих членов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду * Перед каждым коллективом должна быть постав­лена общая коллективная цель,—не перед классом, а обязательно перед всей школой» (А. С. Макаренко). Он же называл перспективы «завтраш­ней радостью» и разделял их на три группы: близкие, средние и дальние. Естественно, что на начальных этапах развития коллектива выдвигаются перспективы близкие, более достижимые, а затем по мере его развития-перспективы средние и дальние.

Большое значение имеет положение о том, что перспективы должны носить, не только празднично-красочный, но главным образом деловой характер. Всякая деловая задача, которая выдвигается перед детьми, связана с переживанием радости достигаемых успехов и принимается как увлекательная перспектива.

Широкую известность в практике воспитательной работы приобрела методика организации коллективного творчества учащихся, разработанная И. П. Ивановым. Суть ее состоит в коллективном поиске дел по улучше­нию окружающей жизни. Все это развивает самодеятельность детей, вно­сит в коллектив дух демократизма, романтики и воспитательной новизны.

Существенным фактором развития и зрелости коллектива является фор­мирование здорового общественного мнения. Под общественным мнением следует понимать ту преобладающую оценку, которая дается в среде де­тей различным явлениям и фактам коллективной жизни. Естественно, что в процессе воспитания необходимо формировать в коллективе здоровое общественное мнение. Эта задача решается только в процессе и с помо­щью хорошо налаженной практической деятельности детей. Если все ос­новные виды деятельности организуются содержательно с активным уча­стием детей, то последние не только переживают радость успехов, но кри­тически относятся к имеющимся недочетам и стремятся к их преодолению. Но это не происходит само по себе. Для воспитания принципиальности и здорового общественного мнения важно выносить на коллективное об­суждение все более или менее значительные события и явления в жизни коллектива, давать им правильную оценку, развивать среди детей дух плюрализма и демократии. Воспитывая здоровое общественное мнение, нужно всячески повышать роль органов самоуправления в формировании в коллективе дисциплинированности, принципиальности и взаимной тре искательности среди членов коллектива. Благодаря здоровому обществен­ному мнению в коллективе реализуется положение А. С. Макаренко о пе дагогнке «параллельного действия». Суть его заключается в том, что при наличии принципиальных и здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие отдельного ученика влияет на весь коллектив.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции (от лат. traditio—передача). Традиции — обычаи, образ действий, уста­новившийся порядок в поведении, в быту, переходящий от одного поколе­ния к другому. «Ничто так не скрепляет коллектив,—говорил А. С. Мака­ренко,—как традиции. Воспитать традиции, сохранить их —чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал—это школы, которые накопили традиции».

Большое .значение в воспитании традициям придавал и В. А. Сухомлин-скнй: «Нередко в детских коллективах основное внимание уделяется со­зданию и накоплению торжественно-праздничных традиций. Между тем для воспитания коллектива нужны и будничные, весьма важные традиции, побуждающие к трудовой деятельности, улучшении) дисциплины и культу­ры поведения. Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности детей, поддерживают у них чувство гордости за своп коллектив, обеспечивают защищенность каждого члена коллектива».

7. Психологический климат в детском коллективе

Понятие психологического климата пришло в научную терминологию сравнительно недавно и стало выражать одну из целостных характеристик коллектива наряду с такими понятиями, как сплоченность, социальные нор­мы, групповая активность и др. Социальные психологи рассматривают п с и х о л о г и ч е с к и и климат как эмоциональный настрой коллектива, т. е. относительно устойчивое явление, в котором на эмоциональном уров не отражаются складывающиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значительным явлениям окружаю­щей жизни. Примыкает к понятию психологического климата понятие психо­логической атмосферы Последнее—более динамичное явление, определяемое преобладающими в коллективе эмоциональными состояниями за сравнитель­но небольшой отрезок времени. Эмоциональные состояния как ручейки пи­тают психологический климат и психологическую атмосферу коллектива. В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад —преобладающее настроение отношения к сверстникам, удовлетво­ренность отношениями в коллективе. Большое значение в формировании психологического климата имеет складывающаяся система взаимоотноше­ний. В каждом детском коллективе могут быть свои дружеские группиров­ки и приятельские объединения. Здесь возникает своя внутренняя иерар­хия отношении в «галактике» личных связей, выделяются «звезды» —наи­более популярные ребята, привлекающие к себе симпатии большинства, встречаются и такие, которые находятся в психологической изоляции.

Существование так называемых эмоциональных г р у п п и р о-сок (объединений по симпатиям) в детском коллективе —явление естествен­ное. Следует просто видеть различные уровни этих отношении и то, как эти группы взаимодействуют между собой. Если взаимодействие основано на стремлении к сотрудничеству, взаимопомощи, то в коллективе царит бодрая, деловая атмосфера. Если же группы конфликтуют между собой за разделе­ние «зон влияния» в коллективе, то такой психологический климат проявля­ется в затяжной «слякотной погоде*, которая никому не приносит удовлет­ворения. Хотя психологический климат —относительно устойчивое явление, в детских коллективах он значительно мобильнее, чем во взрослых объеди­нениях. Психологическому климату придает устойчивость характер отноше ння ребят к общему делу, к целям коллектива. Содержательная сторона и формы организации совместной деятельности должны приносить эмоцио­нальное удовлетворение каждому члену детского объединения. Дети, зани­мающие активную позицию в коллективе, острее, чем остальные переживают успехи и неудачи. В этом заложен потенциал акишносш, лмоционально ус­траивающий активную личность. Неудовлетворенность отдельных детей, существующая длительное время на общем фоне радостных настроений кол­лектива, свидетельствует о неблагополучии в группе, о делении ее на «сво­их» и «чужих».

В коллективе действуют законы психологического взаимовлияния, в силу которого настроение может передаваться от человека к человеку, увеличивая свою силу. Коллектив бывает труднее «зажечь», чем отдельную личность, но зато потом эмоции могут вспыхнуть ярче и глубже, чем у одиночек. Ситуа­ция успеха-неуспеха постоянно сопутствует процессу достижения личностью или коллективом поставленных целен. Эти ситуации порождают широкий диапазон эмоциональных состояний: от восторга до гнева.

В арсенале средств воспитательного воздействия педагога есть прекрас ное средство активизации коллектива, именуемое ситуацией соревно­вательного соучастия. Включая в ту или иную соревнователь­ную деятельность некоторых членов коллектива, педагог через эмоциональ­ную «цепочку* подключает к ней остальных членов коллектива. Когда же соревнования проходят в отсутствии болельщиков —воспитательные поте­ри налицо. Это значит, что не использованы возможности сопереживания для единения коллектива, для актуализации в нем чувства «мы», не говоря уже о том, что горячее переживание за товарищей способствует и очень важной для психического здоровья подростка эмоциональной разрядке.

Однако следует иметь вшщу, что бесконтрольное постоянное включение детского коллектива в острые соревновательные ситуации с другими кол­лективами таит в себе серьезную опасность. В этих условиях может форми­роваться групповой эгоизм, атмосфера круговой поруки и т. д.

Коллективные эмоции иногда выполняют функцию психологи­ческого давления на личность. В этих условиях человек пы­тается подчинить свои переживания, свои действия скрытому давлению других лиц. Человек всегда осознанно или бессознательно сверяет свое мировосприятие, понимание происходящего с оценкой этих явлений други­ми людьми. В эмоциональных состояниях в свернутом виде отражается мир человеческих потребностей, отношение к окружающим людям, нрав­ственным ценностям. Недаром говорят: «Скажи мне, над чем ты смеешься или о чем печалишься, и я скажу, кто ты».

Отметим еще одну функцию эмоциональных состояний в коллективе — э н е р г о о б р а з у ю щ у ю . Она выражается в их способности создавать запас активности не для сиюминутного действия, а как бы «на завтра». Такой способностью аккумулировать в себе эмоциональные потенциалы кол­лектива обладает психологический климат.

И наконец, необходимо еще остановиться на стабилизирующей ф у н к ц и и коллективных эмоциональных состояний. Педагогам хорошо известно, сколь разительно могут отличаться друг от друга детские коллек­тивы по внешнему поведению. В одних коллективах эмоциональные реак­ции детей выражаются открыто, порой безудержно, ярко, шумно, с полной расторможенностью, в других выражение чувств происходит сдержанно, спокойно. Есть детские коллективы, которые быстро распаляются, готовы сразу браться за дело, не особенно беспокоясь, что будет потом. Есть и такие, которым приходится долго «раскачиваться». Причем то или иное поведение коллектива является в известной степени устойчивым, повторя­ющимся. Это позволяет говорить об эмоционально-динамичес­ком стиле жизнедеятельности коллективов.

Если провести условное разделение детских коллективов по эмоциональ­но динамическому стилю, то следует выделить импульсивно-подвиж­ные, сдержанно-уравновешенные и и н е р т н о - с п о к о и н ы е . (Иногда в практике такого строгого разделения можно не увидеть).

Своеобразие поведения детских коллективов зависит от различной сте­пени пред ста вленностн в коллективах ребят с разными свойствами нервной системы. Обнаружено, что лидеры, сами того не замечая, в личных и дело­вых отношениях начинают навязывать свой индивидуальный стиль дея­тельности коллективу н коллектив может принять его. Детский коллектив может принимать и эмоционально-динамический стиль, диктуемый сти­лем деятельности педагога, особенно, когда педагог пользуется доверн­ем и авторитетом у детей Проведенные исследования показывают, что импульсивно подвижные коллективы оказываются более эффективными в проявлении инициативы, в скорости налаживания контактов, в способ­ности увлечь своими идеями и настроениями других. Одттако эти коллек­тивы проигрывают в организации тех дел, которые требуют тщательной подготовки, детального планирования. Здесь чаще, чем где-либо, возника­ют конфликты Спокойно-инертные коллективы значительно преуспевают там, где требуется обсуждение, анализ, но им труднее дастся организатор­ская работа. В целом же в организаторской деятельности обнаруживается некоторое преимущество импульсивно-подвижных коллективов.

8. Этапы формирования коллектива

Как и всякая социальная организация, коллектив может развиваться от своего начального уровня, который называется первичным коллективом.

Если расставить путевые столбики, а может быть, и построить целые «станции», то, отправив группу, нельзя предположить, что она за опреде­ленное время пройдет определенный путь и достигнет обязательно цели. Одним детским объединениям понадобится совсем короткий срок, чтобы крепко сбить свой коллектив, другие идут к этой цели очень долго. Каковы причины этих явлений?

Одна из самых важных причин —наличие у коллектива эмоциональ­ной перспективной устремленности. Здесь речь идет не об ожидании приятных событий в жизни коллектива: походах, праздниках и т. п. Важно, чтобы эмоционально привлекательным был сам «образ коллектива* на каждом этапе его развития и чтобы осознавался он не юлько педагогами (это, само собой разумеется), но, в первую очередь, самими детьми. Слож­ность самодвижения детского коллектива состоит в дальности цели, к которой надо стремиться, ее слишком размытые контуры. Привлекательно сразу «зап рыгнуть» на высокий «забор», за которым вот он, сплоченный коллектив, но забор оказывается слишком высоким Эффективным оказывается все-таки не нетерпеливое подпрыгивание, а постепенное движение

8.1. Этапы формирования коллектива

Этап

Характер этапа

Движущие

СИЛЫ

Особен нот i воспнгатечьшп

Соотношение цршоп) (Ли) и

Налшше общолвен

   

развития (ДСЮ

paCx.mii в коллективе

коллективного (Kii) интереса

нога мнения (ОМ)

\

Формальное объеддшение

ДСК=Р

Осуществляется управление

Лн»Ки

нет

     

группой

   

2

Выявление

ДСК=Р+Л

К осуществлю

Лп>Кн

зачатки ОМ

 

лидеров

 

шш> отдельных видов работ

   
     

привлекайте

   
     

лидеры

   

3

Формирова­ние актива

ДСК=Р+Л+А

В осушестачежш всех видов работ помогает актив

Ли-Ки

основы МО

4

Полная

дск=

=К+Л+Л+Р

 

Ли=Ки

есть

 

ванжхтъ

       
                 

В таблице: Р —руководитель; А —актив; Л—лидеры; К —коллектив.

Деление на этапы достаточно условно. Выделенные этапы не имеют чет­ких границ. При переходе с этапа на этап меняются цели воспитания, меня­ются подходы к выбору методов, форм и средств работы. В коллективе меняются отношения между членами и руководителем.

Развитие коллектива ведет к усложнению воспитательной работы, к по­вышению ответственности воспитателя-руководителя за жизнь и деятель­ность всех его членов, за судьбу коллектива. Развитие коллектива не за­канчивается четвертым этапом.

8.2. Пути развития коллектива (по А, Н, Лутошкину)

А. Н. Лутошкин символически обозначил пути к сплоченному коллекти­ву через «станции» (этапы). Для их обозначения он использовал такие образы-символы1 «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус*-, «Горящий факел».

«Песчаная россыпь». Нередко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь, сколько песчинок собрано вместе, но в то же время .замечаешь, что ничто их не соединяет между собой. Подует легкий вете­рок—отнесет часть песка, что лежит с краю, подальше. Дунет ветер по­сильнее—разнесет песчинки в стороны, пока кто нибудь не сгребет их об ратно в кучу. Есть группы детей, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься — каждый сам по себе. Не находят эти ребята дела, которое бы их объединяло, неинтересно им быть вместе, не решаются пойти друг другу навстречу. Отсутствуют в таких группах авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребя­та. И поэтому «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетво­рения тем, кто ее составляет.

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина —материал, который срав­нительно легко поддается воздействию. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусное изделие. Но он может так и остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточного усилия и умения. Когда в группе еще нет коллектива, нет опыта, не все понима­ют друг друга, не все готовы прийти другому на помощь, нет дисципли­ны, ей (группе) особенно нужен хороший вожак, который смог бы повес­ти за собой.

«Мерцающий маяк». В штормящем море и начинающему и опытному мореходу маяк приносит уверенность — курс выбран правильно. Важно толь­ко быть внимательным и не потерять световые всплески и.} виду. Маяки не горят постоянно, а периодически выбрасывают пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив тоже озабочен, как ему держать правильный курс. В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетные организаторы, актив. Однако активность ко­манды всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус». Алый парус —символ устремленное!и вперед, дружес кой верности, не успокоенности. В таком коллективе живут и действуют по принципу: «Один за всех, все за одного!*. Товарищеские взаимоотношения н искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива со­четаются с принципиальной и взаимной требовательностью. Командный состав «парусника» —знающие и надежные организаторы, верные товари­щи. Здесь нет пассажиров, все —члены экипажа. Коллектив интересуется не только своими делами, но и теми событиями, которые происходят в дру­гих коллективах. Случается, что бури н ненастья нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в. борьбе выковывается характер.

«Горящий факела. Настоящий коллектив —тот, который не удовлетво­рен своим благополучием и, не дожидаясь просьб и призывов, спешит на помощь другим, кто бескорыстно стремится принести людям пользу. Горя­чий материал для «горящего факела» —дружба, взаимопонимание, ответ­ственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив

9. Роль личности в коллективе

Вопрос об отношениях коллектива и личности —один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод челове­ка, он приобретает особую важность. Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, ее социально­го опыта, но н от коллектива. Научными исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между коллекти­вом и личностью'

1. Личность подчиняется коллективу (коллектив «поглощает» личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни).

2. Личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (лич­ность и коллектив сосуществуют, соблюдая формальные отношения).

3. Личность подчиняет себе коллектив (яркая личность, ее индивиду­альный опыт могут оказаться привлекательными в глазах членов кол­лектива).

Отдельные люди (в нашем случае —дети) входят в состав коллектива и вносят в него свои качества, свои особенности.

1. Уровень развития коллектива определяется уровнем развития каж­дой личности в отдельности.

2. Климат в коллективе определяется характером взаимоотношений меж­ду отдельными членами коллектива.

3. Возможности коллектива определяются и реализуются благодаря воз можностям его членов.

4. Общественное мнение в коллективе формируется на основе взглядов каждой отдельной личности.

 

 

10. Влияние коллектива на личность

Коллектив формируется во имя развития личности Именно в коллективе происходит формирование и реализация социальных потребностей ребенка.

ЛИЧНОСТЬ


Потребность в общении

Потребность

в самоутверждении

Потребность

в самовыражении

Перспектив.! роста и р.нвитил

Коллектив—носитель норм жизни и деятельности, коллектив —модель общества

Коллектив — источи ик социально)! роли

Коллектив стимулирует самовоспитание

Воспитывает

 

Предъявляет требования

 

Обеспечивает

свободу

11. Особенности воспитательной работы в коллективе

Воспитательная работа в коллективе предполагает несколько обязатель­ных этапов, а именно:

1. Анализ исходного состояния дед.

2. Планирование работы (формулировка цели, состояние перечня дел)

3. Организация деятельности (выбор ответственных, инструктирование их, расстановка).

4 Корректировка цели, плана, организации

5. Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль

6. Анализ результатов, вывод.

Характер воспитательной работы в коллективе зависит от его типа и

структуры

«Океанский» кодекс нравственности

ТРАДИЦИИ

* Доброго отношения к людям—пожилым, детям, сверстникам, сотруд­никам, гостям, к людям «престижных» и «непрестижных» профессий, раз­ных национальностей.

* Доброго отношения к песне. Пойте «океанские* песни, знайте авто­ров песни, если не знаете слов, не начинайте петь, не прерывайте песню.

* Доброго отношения к природе. Человек —это часть природы, он не может разрушить систему, от которой зависит его существование. Помните об этом, и берегите каждый цветок, каждую птичку, каждую зверюшку — им тоже хочется жить!

* Вечернего «огонька*. Учитесь говорить откровенно о себе, о друзьях, о делах в «океанском» кругу.

* «Океанской» чести. Живите по-«океански» не только в «Океане», по и всю жизнь.

* Вожатского отряда «Исток». Храните и передавайте традиции «Оке­ана» каждому новому поколению «океанцев».

ЗАКОНЫ

* Здорового образа жизни. Соблюдайте режим дня, занимайтесь само­совершенствованием своего организма, избегайте вредных привычек, не до­пускайте самолечения.

* Чистоты. Будьте хозяином в Центре, относитесь к нему, как к дому: бережно, по-хозяйски

* Территории. Не покидайте территорию Центра без взрослых, не ходи­те самостоятельно в тайгу, к морю, к дороге.

* Поднятой руки. Человек, поднявший руку, просит Вас выслушать его. » Точного времени (0:0). Помните: время в «Океане» дорого, каждой секунде — особый счет!

ПРАВИЛА

* Поведения—в общественных местах, в жилых помещениях, в столо­вой, в киноконцертном зале, во время учебных занятий.

* Распорядка дня. Соблюдайте обязательно установленный распорядок в Центре.

* Самообслуживания—в столовой, в жилых помещениях, во время учеб­ных занятий и т. д.

* Дискуссии. Учитесь правильно спорить, не перебивайте говорящего, не спорьте по пустякам, уважайте точку зрения другого человека.

* Купания—в море, в бассейне.

* Ношения одежды—праздничной, деловой, повседневной, спортивной, рабочей в соответствии с проходящими мероприятиями.

* Пожарной безопасности. Не допускайте, чтобы огонь принес Вам и Вашим близким несчастье.

* Техники безопасности. Соблюдайте, прежде всего, безопасность жиз­ни и здоровья! Помните, что самое дорогое для человека —его жизнь!

* Сохранности личного и государственного имущества. Берегите иму­щество Центра; личные вещи храните в камере хранения, деньги — в кассе.

* И другие правила, которые иногда появляются, а иногда исчезают из-за отсутствия их необходимости.

Хотелось бы, чтобы из-за нашей душевной лености,

нашего непонимания традиции, законы и правила не терялись,

ведь без них просто не будет «Океана»-!!!

13.2. Предъявление единых педагогических требований в ВДЦ «Океан»

Единые Педагогические Требования—требования педагогов о выполне­нии Законов и Правил ВДЦ «Океан».

Формы предъявления единых педагогических требований (ЕПТ) в ВДЦ «Океан* детям самые разные, например: инструктаж, индивидуальная беседа, коллективная беседа, инструктивный сбор, сбор ЧП, игра, «ого­нек» и др.

Предъявление ЕПТ —это выстроенная педагогами в течение многих летстройная система, позволяющая приучать и упражнять ребенка быть дис циплинированным, соблюдать культуру поведения. Эта система способствует формированию у ребенка взглядов и убеждений, которые определяют его нравственное сознание в дальнейшем

Предъявление ЕПТ в течение смены выглядит следующим образом:

1. Первое требование вожатого в пути следования автобусом в Центр.

2. Первичное знакомство с Уставом Центра, «Кодексом океанской нрав ственности» (информация на отрядном месте).

3. Инструктаж об основных правилах поведения в отряде, столовой (про­водится вожатым).

4. Экскурсия по комплексу (знакомство с правилами поведения в ККЗ, библиотеке и других помещениях).

5. Подробный инструктаж о правилах, законах, технике безопасности на общем сборе (проводит администрация)

6. Целевой инструктаж по пожарной безопасности в комплексе во вре­мя учебной пожарной тревоги.

7. Проигрывание конкретных правил, законов на уровне отряда (хоз-сбор, сбор-планирование, оргсбор)

8. Знакомство с традициями «Океана» как с общечеловеческими тради­циями во время Вечера Традиций.

9. Игра «Океанский Лабиринт» или «Разведка «Бригантины» со «стан­циями», на которых инструктора рассказывают о правилах, требова­ниях, законах, традициях.

10. Знакомство с правилами поведения на сцене, с искусством быть зри­телем во время «Мастер—класса».

11. Знакомство с правилами поведения в общеобразовательной школе; инструктаж по ТБ в кабинетах физики, химии, информатики.

12. Инструктаж по правилам поведения и правилам техники безопаснос­ти в Школе Добра.

13. Инструктаж по правилам дежурства в столовой, в дружине.

14. Инструктаж по правилам поведения во время экскурсий в город.

15. Целевой инструктаж по правилам купания в море, бассейне.

16. Целевой инструктаж по правилам ТБ во время спортивных соревно­ваний, массовых мероприятий.

17. Инструктаж по правилам безопасности по время разъезда.

Теория развития временного детского коллектива (ВДК)

Создание временного детского коллектива — сложная и увлекательная задача, решение которой начинается с первой минуты встречи с ребятами и заканчивается вожатским спектаклем. Исследования, проведенные пе­дагогами К. Н. Травиным, А. И. Лутошкиным, Т Н. Мальковской, Л К. Кленевской и другими показывают, что временный детский коллек­тив при соответствующих условиях и квалифицированном педагогичес­ком руководстве за весьма короткий срок достигает весьма высокого уровня развития, которое происходит поэтапно, и каждый этап имеет свое каче­ственное своеобразие

Развитие временного детского коллектива идет по трем этапам:

— оргперпод (1 этап, адаптационный период); 4—5 дней

— основной период (2 этап), 16—18 дней

— итоговый период (заключительный, 3 этап), 2—3 дня

На каждом этапе разви­тия ВДК ставятся этапные цели.

Организационный период

Организационный период — это период адаптации ребенка и подростка к новым условиям жизнедеятельности, период первоначального сплочения коллектива, период становления коллектива.

Адаптация к новым условиям жизнедеятельности предполагает приспо­собление:

— к условиям закрытого или органического социума;

— к смене основных видов деятельности,

— к новизне общения, установлению коммуникативных связей с боль­шим числом сверстников и взрослых;

— к режиму жизни;

— к новым бытовым условиям,

Цель оргпериода – заложить основы ВДК.

Задачи оргпериода:

— удовлетворить потребность детей в информации о лагере, о людях, в нём работающих, об окрестностях;

— создать необходимые условия для адаптации подростка к новым условиям жизнедеятельности;

— предъявить единые педагогические требования (ЕПТ),

— наметить перспективы совместной деятельности с отрядом (планирование);

— организовать деятельность, способствующую раскрытию творческого потенциала детей;

— получить необходимую информацию о каждом ребенке.

Методика проведения оргпериода

В эти дни вожатые решают три основные задачи — организованно провести прием и заезд детей, познакомить их с лагерем, его традициями и законами, одновременно предоставить ре­бятам возможность узнать друг друга. Эти задачи решаются через орга­низацию и проведение небольших по времени коллективных творческих дел, не требующих тщательной подготовки, как со стороны детей, так и со стороны вожатых, но позволяющих детям проявить себя в конкрет­ной деятельности.

Ошибка, иногда встречающаяся у вожатых — проводить КТД, когда в отряд заедут все дети. КТД можно проводить по методике «пятерка». Заехавшим первым пятерым детям уже дается какое-либо задание, например, подготовить встречу вновь приехавшим детям, или подготовить для них приветственную газету. Следующее КТД проводится, когда заедут еще 5 че­ловек. И так каждый раз, когда заезжают следующие 5 человек. Таким образом, можно провести большое количество КТД малых форм в пер­вые дни смены, выявить первых лидеров, быстрее сплотить отряд и дать возможность детям увидеть возможности и способности сверстников.

Обговари­ваются очень подробно все режимные моменты, законы и правила, т. е. предъявляются детям единые педагогические требования.

Игры на знакомства (желательно подвижные, в группах), развлекательные и др.

Период можно считать удавшимся, если помимо поставленных задач, с детьми разучены 2—3 песни, несколько игр, показаны перспективы жизни в отряде, а у ребят возникла потребность и желание участвовать в де­лах отряда.

В первый же день начинается работа по соблюдению режимных моментов (ина­че потом этого не наверстать) тихий час и др.

2-й день. Продолжается выявление способностей детей и их сплочение. Для выполнения этих задач можно предложить детям не­большие творческие дела, которые позволили бы детям попеть, потанце­вать, поиграть, оформить отрядное место, провес­ти с ними спортивные и музыкальные часы и т. д.

Завершается день (или второй) «огоньком» знакомства, на котором определяются настроение и ожидания ребят, составляется четкое представление об их интересах, увлечениях. Интервью, расскажи нам о себе и др.

Эти дни можно считать состоявшимися, если в отряде все ребята познакомились, чувствуют себя хорошо, охотно выполняют режимные моменты.

Важным итогом оргпериода выступает готовность детского коллектива к сотрудничеству со взрослыми, увлеченность перспективой предстоящей жизнедеятельности, создание атмосферы доверия и доброжелательности меж­ду вожатыми и ребятами.

Понятие о «нулевой» точке развития коллектива

Развитие коллектива начинается с «нулевой» точки, когда коллектива, по сути, еще нет, а есть просто группа ребят.

Психологическое состояние детей

Дети испытывают состояние первоначальной адаптации, общее эмоцио­нальное напряжение, вызываемое недостатком информации о лагере, его традициях, законах, правилах, условиях, требованиях нового коллектива, вожатых, руководстве. Дети еще не знают какое место в коллективе они займут, какие отношения у них сложатся со сверстниками, со взрослыми людьми.

Дети стремятся предстать перед новыми знакомыми в самом выгодном све­те, а это способствует завышению оценки подростками своих достоинств и возможностей. На лидерские позиции выходят яркие, умные, внешне привлека­тельные подростки, открытые к общению. Взаимоотношения в этот период неустойчивы, межличностные отношения не крепкие, постоянно образуются новые группы (по принципу землячества, взаимных симпатий, общих интересов, проживанию в одной комнате и др.).

Трудно включаются в деятельность.

Основные задачи педагога в оргпериоде

1. Выявить первоначальный уровень воспитанности детей.

2. Изучить уровень интеллектуального развития, активности; определить направленность интересов детей.

3. Выявить эмоционально-волевые особенности характеров детей.

4. Постоянно изучать и контролировать складывающиеся отношения между детьми.

5. Учить правильному уровню общения формирующийся коллектив.

6. Дать детям установку на самопознание себя и окружающего мира.

7. Организовать индивидуальную работу с детьми.

Условия организации деятельности детей

Формы организации деятельности не должны требовать от детей боль­шой затраты сил, Обязательно должна соблюдаться логическая последова­тельность и разнообразие видов деятельности. У деятельности должны при­сутствовать четкий ритм, высокий темп, непрерывность, непродолжитель­ность, чередование форм. Необходимо обязательное соблюдение разумных физических и эмоциональных нагрузок.

В организационный период доминирующим видом деятельности являет­ся игровая деятельность.

Участие детей в разнообразной деятельности усиливает процесс свободного общения де­тей, проявление личности ребенка.

Методы работы педагога:

— убеждение (словом, примером);

— требование (прямое, косвенное);

— поручение (временного характера);

— соревнование (в конкурсах, играх, КТД);

— игра;

— поощрение.

Первая конфликтная зона в работе педагога

В душевном состоянии ребенка на 3—4 день наступает кризис; первые два дня он переносит легче, так как присутствует элемент новизны ситуа­ции, а затем возможен кризис (пик трудности). Не понимая, что проис­ходит, откуда появилось внутреннее раздражение, ребенок становится кон­фликтным. К конфликтной зоне педагог должен быть готов. Именно в эти дни дети пишут письма родителям, в которых жалуются и просят забрать их домой.

Только интересная разнообразная деятельность, принятие ре­бенка таким, какой он есть, уважение к его личности, быстрое знакомство со сверстниками помогут вожатому преодолеть конфликтную зону.

Начальный период становления коллектива заканчивается, когда дети удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, о то­варищах, о вожатых, о лагере, когда представляют перспективы общей деятельности, характер нравственных требований, когда в отряде царит атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в личных и общих делах, когда отряд для ребенка становится значимой средой.

Основной период ВДК

Цель основного периода — формирование и развитие временного детско­го коллектива, самореализация каждого члена коллектива.

Задачи основного периода:

— продолжить целенаправленную работу по воспитанию детей;

— контролировать состояние здоровья детей;

— требовать соблюдение детьми режима дня, правил, законов;

— организовать разнообразную деятельность;

— развивать лидерские качества детей;

— продолжить индивидуальную работу с каждым ребенком;

Неформальные группы проявляют недовольство ценностными установками, нормами поведения в отряде, противопоставляя свои действия выборному акти­ву. Коллектив в это время испытывает двойное влияние: неформальной и формальной структуры.

Вторая конфликтная зона в работе педагога

В этот же период примерно на 13—14 день, наступает второй пик труд­ности, условно называемый пиком привыкания. Дети привыкли ко всему: к педагогам, к совместной жизни, к режиму, к делам, к лагерю и т. д. Может начаться очередная зона конфликта, основанная на меж­личностных, межгрупповых и общеколлективных отношениях. Необходимо предвидеть и предотвратить эти события в отряде. Надо знать, что любой конфликт начинается с инцидента, который может перерасти в конфликтную ситуацию и развиваться дальше до конфликта.

В период конфликтов педагогу необходимо:

— вызывать в коллективе состояние неудовлетворенности разобщеннос­тью, отсутствием единства;

— выводить противоречия из сферы неофициальных межличностных от­ношений на арену общественного мнения;

— актуализировать ранее выдвинутые перспективы, достижение кото­рых невозможно без объединения усилий всех членов коллектива;

— раскрывать личность каждого ребенка как интересную личность.

Противоречия в коллективе будут преодолены, если перед детьми (пе­ред всеми группами) будет поставлена увлекательная для всех перспекти­ва. В такой ситуации группы чувствуют себя как часть целого коллекти­ва—отряда. Значимым для отряда становится общий успех. Повышается статус тех ребят, которые играют важную роль в обеспечении успеха.

Условия организации деятельности в основном периоде

1. Деятельность должна вызывать у детей только положительные эмоции.

2. Необходимо создавать для детей реальные возможности для успеха в деятельности.

4. Соблюдать сочетание групповых и коллективных форм организации дел.

5. Увеличивать объем и интенсивность общих дел к концу основного периода.

7. Обеспечивать творческий подход к организации и содержанию деятельности.

8. Предлагать разнообразие дел с учетом природных склонностей, индивидуальных особенностей детей.

9. Организовывать систематическое осмысление и оценку деятельности.

11. Вникать в отношения, складывающиеся в коллективе, корректировать их.

12. Руководить развитием инициативы и самодеятельности у детей, по­буждать детей к творчеству, стимулировать работу творческих групп.

Методы работы педагога в основной период:

— коллективная общественно-полезная деятельность;

— поручение;

— соревнование;

— игра;

— поощрение;

— убеждение;

— требование.

Примерные направления деятельности:

— познавательная;

— трудовая;

— художественная;

— спортивная;

— общественная;

— коммуникативная.

Деятельность личности ребенка останется нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение детей, формирование у них опыта общественного поведения

Итоговый период

Итоговый период называется периодом «консолидации» отношений, периодом ответственной зависимости членов коллектива. Консолидация – объединение.

Цель итогового периода — превращение коллектива в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.

Задачи итогового периода

— организовать деятельность в которой предоставляется возможность каждому осознавать себя через коллектив, свои возможности, свою жизненную позицию,

— подготовить детей к отъезду,

— проанализировать достигнутый уровень коллектива,

— увлечь детей формами и методами самовоспитания

В итоговый период наблюдается добровольное объединение усилий детей, проявление товарищества, взаимопомощи требовательности, взаимной заботы, уважения.

В системе личных отношений наблюдается наиболее интенсивное новое межгрупповое общение на более высоком уровне. Возникают микро группы дружеского типа которые действуют в интересах коллектива. В этот период наблюдается наибольшая степень соответствия официальной и неофициальной структур отряда.

Основная форма организации деятельности — индивидуально коллективная, стимулирующая межгрупповое общение. Большое внимание педагогу необходимо обратить на организационную деятельность уборка, подготовка жилых помещений к следующей смене проводы детей и др.

Третья зона конфликта в работе педагога.

В этот период ВДК (на 19—20 день смены) возможна еще одна зона конфликта — «пик усталости». Дети устают жить в большом шумном коллективе, вне дома без родителей и т д. Из «третьего пика» сложности можно выйти общими усилиями, подняв настроение детям, удивив тем, что не успели узнать они о педагоге и о себе в течение смены. Педагогу важно помочь детям пережить расставание детей друг с другом, со взрослыми людьми.

Показатели сложившегося детского коллектива:

— успех коллектива в любой деятельности;

— наличие гуманистических отношений между детьми;

— мировоззренческое единство,

— активность всех членов коллектива;

— стремление к социально-значимым делам, не совсем интересным, но необходимым;

— потребность к самопознанию, к самовоспитанию, соблюдению при­нятых в лагере норм поведения;

— общественное мнение действует постоянно.

Вы здесь: Home Школа вожатых Лесополянии 2017 Модуль 3. Психолого-педагогические основы деятельности вожатого Тема 9. Особенности формирования временного детского коллектива